Рубрики
Истории реагирования

Криминализация ВИЧ: Не заразила, но виновата

Криминализация ВИЧ — это применение существующих уголовных или других законов, принятых в отношении ЛЖВ, устанавливающих ответственность за постановку в опасность заражения и заражение ВИЧ-инфекцией

Чрезмерное использование законов, которые криминализируют ЛЖВ, является проблемой общественного здравоохранения, поскольку дискредитирует основанные на фактических данных стратегии в отношении профилактики ВИЧ-инфекции.

Криминализация усиливает стигму, связанную с ВИЧ-статусом, и идентифицирует ВИЧ-положительных людей, как потенциальных преступников, что, в свою очередь, повышает дискриминацию.

Таким образом, страх перед судебным преследованием может удерживать многих людей, живущих с ВИЧ, в частности женщин и представителей ключевых групп (люди, употребляющие наркотики, секс-работницы (-ки), мигранты, мужчины, имеющие секс с мужчинами и трансгендерные люди) от получения необходимого лечения и поддержки, а также повышает уязвимость людей, живущих с ВИЧ, к насилию.


Не заразила, но виновата

В ** (месяц) 2021 года было вынесено постановление о возбуждение уголовного дела по части 1 ст.125 УК РТ в отношении Сабохат (имя изменено).  Для самой Сабохат это было ударом — она временно нигде не работала, так как ухаживала за больной онкологией сестрой. А ухаживать за больными она умела, так как у нее есть опыт работы в качестве врача-невропатолога в поликлинике. 

Между тем, в ходе проведения оперативных мероприятий было выявлено, что Сабохат, являясь ВИЧ-инфицированной, имела несколько половых связей с людьми, которых тем самым поставила в опасность заражения  ВИЧ.

Основанием для возбуждения дела стало якобы заявление потерпевших, а также рапорты дознавателей ОВД р-на *** города ***.

ОВД   направил запрос в Центр СПИД по делу Сабохат, указывая на служебную необходимость, и **.**.2021 года на основании письма Республиканского Центра по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД и других собранных материалов, дознаватель ОВД  открыл уголовное дело.

При этом, следует отметить, что судебная медэкспертиза показала: имевшие с Сабохат половой контакт люди не были инфицированы ВИЧ.   

Кроме того, клиническое состояние Сабохат изложено в справке Центра ВИЧ/СПИД, где указано, что она состоит на учете в Центре и принимает антиретровирусную терапию (вирусная нагрузка составляет всего 40 копий на 1/мкл).

Также потерпевшие не имели никаких претензий, а половая связь происходила с использованием презерватива. При этом инициатором применения презерватива была сама Сабохат. То есть она никак не хотела поставить своих партнеров в опасность заражения ВИЧ!

 Для ЛЖВ важным является соблюдение правил сексуального поведения, связанных с предупреждением инфицирования. Использование презервативов – единственный способ, который может гарантировать, что неинфицированный ВИЧ партнер останется неинфицированным.

Это также было установлено в ходе судебного разбирательства и потерпевшие подтвердили это. Однако на суде этот факт в расчет не взяли и приговором суда р-на *** Сабохат была признана виновной. **.**.2021 года был вынесен обвинительный приговор и ей было назначено наказание в виде лишение свободы сроком на 1 год с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Она была взята под стражу прямо в зале суда.


Криминал – не криминал

Таджикистан – одна из стран, где есть криминализация ВИЧ. В 2019 году в стране ужесточили наказание за умышленное заражение ВИЧ – верхняя палата парламента одобрила поправки в Уголовный кодекс, согласно которым преднамеренное заражение ВИЧ/СПИД другого человека будет считаться тяжким преступлением и караться наказанием от 8 до 10 лет колонии (ст. 142 УК РТ «Развратные действия»). 

Если преступление совершит чиновник, то после отбытия срока он лишится права занимать в течение пяти лет государственные должности. Кроме того, было усилено наказание и за отказ от лечения лиц, страдающих инфекционными заболеваниями, иммунодефицитом и туберкулезом. Таких людей ждет штраф в размере от 20 до 30 расчетных показателей (один показатель 64 сомони).

По информации Минздрава Таджикистана в стране проживает более 14 тыс. людей с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), почти половина которых, даже не подозревает о своём ВИЧ-положительном статусе, и их число продолжает расти.

И это все на фоне прикладываемых усилий местного и международного сообществ по декриминализации людей, живущих с ВИЧ, по статье 125 УК РТ (заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у себя этого вируса, наказывается лишением свободы от 2 до 5 лет, а умышленное заражение двух и более лиц – от 5 до 10 лет), применение которой порой не всегда объективно к фигурантам и базируется чаще всего на применении карательных мер в противовес мерам общественного здоровья, направленных на профилактику, реабилитацию, лечение и доступ к контролируемому употреблению лекарственных средств. 

По мнению экспертов, процесс декриминализации, включая статью 125, необходимо ускорить из-за остроты проблем. Пересмотреть подходы к проблеме, в связи с ВИЧ, использовать позитивный опыт и результаты  исследований в области наркополитики.

Отмечается, что необходимо немедленно осуществить консолидированную работу по преодолению причин криминализации в сфере услуг для ключевых групп населения.  Необходимо развивать межсекторальное взаимодействие с привлечением представителей местных структур из академических, медицинских, системы юстиции,  правоохранительных организаций и комитетов, организаций гражданского общества.

Читайте также:

Позитивный брак: в Таджикистане наличие ВИЧ у человека является преградой для оформления брака

Говорить или не говорить, вот в чем вопрос О дискриминации людей, живущих с ВИЧ в правоохранительных органах и системе здравоохранения