Рубрики
Истории реагирования

Позитивный брак: в Таджикистане наличие ВИЧ у человека является преградой для оформления брака

Описание ситуации

В декабре 2020 года пара молодых людей пришла в Центр СПИДа города *** для сдачи анализа на ВИЧ в рамках обязательного медицинского обследования перед бракосочетанием. По результатам тестирования у мужчины выявили ВИЧ-позитивный статус. Мужчина рассказал об этом своей невесте, и она поддержала его. Выявление ВИЧ+ статуса никак не повлияло на их решение пожениться, и они продолжили сбор документов, необходимых для заключения брака. В Центре СПИДа мужчине выдали справку, а девушка написала расписку о том, что, зная о ВИЧ+ статусе мужчины, намерена выйти за него замуж.
Далее пара обратилась в поликлинику для получения заключения медосмотра. Но там они получили отказ от заместителя главного врача поликлиники, который, узнав о ВИЧ-статусе жениха, отказался выдать документ о прохождении медицинского обследования. По его словам, ВИЧ-позитивному человеку нельзя заключать браки со здоровыми людьми. На следующий день врач вызвал родителей девушки и рассказал о ВИЧ+ статусе будущего жениха. Родители поддержали свою дочь, отметив, что если их дочь согласна, то и они согласны на регистрацию брака. Но ситуация не разрешилась, врач отказался выдать заключение, необходимое для официального бракосочетания.

Решение проблемы

В отчаянии пара обратились за правовой помощью к РЕАктору, равному консультанту из НПО, предоставляющей услуги для ЛЖВ. После проведения правовой консультации, РЕАктор вместе с молодыми людьми встретился с заместителем главного врача и объяснил ему, что он не имеет права отказать в выдаче документа. Свои слова РЕАктор подкрепил соответствующими статьями Конституции и Семейного Кодекса Республики Таджикистан. Также он акцентировал внимание на том, что врач не имеет права разглашать ВИЧ-статус любого человека и проявлять какую-либо дискриминацию в отношении людей, живущих с ВИЧ.
По итогу встречи было достигнуто взаимопонимание. Поликлиника выдала необходимую справку для регистрации брака, а врач извинился перед мужчиной. Спустя несколько недель пара поженилась.

Комментарий адвоката

В 2016 году, в связи с увеличением случаев передачи ВИЧ половым путем, в Таджикистане были предприняты меры на законодательном уровне по введению обязательного добрачного медицинского освидетельствования (ст. 15 СК РТ).
Согласно Постановлению Правительства РТ от 23 августа 2016 года, №374 «Об утверждении правила проведения обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак» в п. 5 отмечено, что органы записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Таджикистан принимают заявление о заключении брака только при наличии справки, удостоверяющей прохождение медицинского обследования каждого лица, вступающего в брак.

В ходе медицинского обследования обязательным также является анализ на ВИЧ.

Пунктом 4 отмечено, что люди, вступающие в брак, могут проходить медицинское обследование в учреждениях без привязки к месту жительства. С одной стороны, это может сохранить конфиденциальность для человека, у которого выявлен ВИЧ, но с другой стороны, по мнению врачей, такая конфиденциальность подвергает опасности другого человека, который вступает с ним в брак. Поэтому врачи неоправданно считают необходимостью и своей обязанностью раскрыть статус второму человеку из пары, и даже сообщить статус их родственникам. Такие действия врачей никак не содействуют приверженности ЛЖВ к лечению, а наоборот, влекут за собой расторжение договоренности о браке и проявления глубочайшей стигмы со стороны родственников.

ВАЖНО:

— Врач не имеет права не выдавать заключение о медицинском освидетельствовании в случае выявленного позитивного ВИЧ-статуса у одного из пары.
— Врач не имеет права раскрывать положительный ВИЧ-статус никому, кроме самого пациента.
— Врач обязан провести качественное до и послетестовое консультирование, и в случае позитивного результата – сделать все возможное, чтобы пациент был привержен к АРВ-терапии.
— В ходе эпидрасследования половым партерам ЛЖВ, или другим людям в зоне риска, может быть предложено пройти добровольное тестирование на ВИЧ. При этом личность контактного ВИЧ-положительного человека ни в коем случае не может быть раскрыта.

Кроме того, из-за законодательных требований о медицинском освидетельствовании при вступлении в брак, увеличивается число неофициальных религиозных браков «Никох», которые не влекут юридической ответственности для брачующихся, но приводят к уязвимости женщин и детей в таких браках. В вопросах регистрации актов гражданского состояния, такое требование может быть причиной снижения количества официальных браков в стране. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.


Почти 2 000 правонарушений было зафиксировано системой REAct (ReAct = Rights + Evidence +ACTion) в 5 странах Восточной Европы и Центральной Азии в 2020 году, 165 из них – в Таджикистане.

Стратегический анализ случаев нарушений прав, на основе собранных данных посредством системы REAct, позволяет не только помогать конкретным людям, но и формулировать рекомендации по пересмотру законодательства в странах на основе реальных фактов.

При этом, существенным вызовом для расширения правозащиты в Таджикистане остается то, что порядка трети пострадавших после обращения к правозащитникам не решаются дальше защищать свои права и отказываются от правовой̆ помощи из-за боязни взаимодействия с правоохранительными органами.