Рубрики
Истории реагирования Новости

Как юридическая помощь помогает победить туберкулез и ВИЧ

В рамках гранта Глобального фонда со СПИДом, туберкулезом и малярией, проект ПРООН «Уличные юристы» защищает права ключевых групп населения, людей, живущих с ВИЧ, и пациентов с туберкулезом с инновационным методом (равный-равному) на основе местных НПО. Устории успешного реагироания были опубликованы на информационном ресурсе ПРООН в Кыргызстане. Читатайте оригинальную статью или же ознакомтесь с ней в публикации ниже.

Люди, живущие с ВИЧ, пациенты с туберкулезом и ключевые группы населения* сталкиваются с множеством других проблем, помимо проблем со здоровьем. Проблемы, которые мешают им получить качественную и своевременную профилактику, диагностику, лечение и уход. Проблемы, которые притормаживают борьбу с туберкулезом и ВИЧ во всем мире.

Чтобы преодолеть эти проблемы и способствовать борьбе с ВИЧ и туберкулезом в Кыргызстане, ПРООН вместе с Глобальным фондом финансирует и координирует проект по юридической помощи для этих уязвимых групп населения. Основанный в 2016 году, проект «Уличные юристы» существенно изменил правила игры, защитив права многих клиентов и вселив в них надежду на справедливость.

Добиваясь справедливости для одних, давая надежду другим

«Люди из ключевых групп очень уязвимы, они боятся идти и требовать. В какой-то степени они не хотят бороться за свои права, потому что не верят в справедливость. Они не верят в то, что за них заступятся, что кто-то им будет помогать, консультировать их. Когда права этих людей ущемляются, они не идут в госорганы. В первую очередь представители ключевых групп обращаются в сервисные организации», — поясняет Илимбек Садыков, координатор проекта «Уличные юристы».

Уличные юристы — это обученные сотрудники сервисных НПО, работающих с ключевыми группами населения, людьми, живущими с ВИЧ, и пациентами с туберкулезом. Хотя у большинства из них нет предыдущего юридического образования, благодаря постоянным тренингам организуемым ПРООН, наставникам и юристам, участвующим в проекте, они могут успешно защищать права своих клиентов. Более того, многие из них сами являются представителями уязвимых сообществ, не понаслышке знакомы с трудностями своих клиентов и могут завоевать их доверие. Эти одно ранговые юридические услуги доказали свою эффективность за последние годы.

«Раньше представители ключевых групп не доверяли никому и считали, что системе невозможно противостоять. Но когда они видят, что их знакомым помогли, их мнение меняется», — говорит Илимбек Садыков. Шамиль Ибрагимов, исполнительный директор Фонда Сорос-Кыргызстан, который реализует этот проект для сообществ ВИЧ, добавляет: «Бенефициары, которым помогли общественные защитники, направляют своих знакомых к уличным юристам, а значит, у них есть понимание того, что за свои права можно и нужно бороться».

С годами, количество клиентов, обращающихся за юридической помощью, растет, равно как и количество успешно решенных дел. Выигранное дело не только меняет жизнь клиента к лучшему, но и показывает другим, что есть справедливость и что стоит ее требовать. Люди, которые отказались от своих прав еще до попытки добиться справедливости, теперь верят, что все может быть иначе: они обращаются к НПО и уличным юристам, чтобы осудить дискриминацию, зафиксировать нарушение прав и вернуть свою жизнь в свои руки. Это очень важно, поскольку правовые барьеры продолжают подрывать программы по ВИЧ и туберкулезу.

От административных вопросов до серьезных нарушений прав

Уличные юристы, или общественные защитники, как их еще называют, работают со своими клиентами по различным делам, начиная от административных вопросов, таких как получение паспортов и льгот, до более сложных нарушений прав, которые рассматриваются в суде с помощью профессиональных адвокатов.

Фактически, у многих представителей ключевых групп населения отсутствуют базовые документы, удостоверяющие личность, в результате чего они не могут получать пособия, получать медицинские услуги или трудоустроиться. И во многих случаях они не могут получить эти документы без посторонней помощи из-за сложных жизненных ситуаций в сочетании с дискриминацией. «Я рада, что, даже не имея юридического образования, могу помогать людям. Одному парню мы восстанавливали паспорт. Тогда ЦОН отказал ему в выдаче документа лишь на том основании, что у него нет родственников. Люди без документов никуда не могут обратиться, получить помощь, фактически их не существует», — говорит Эльмира, уличный юрист в городе Ош.

С 2021 года проект был расширен для пациентов с туберкулезом под руководством Национального общества Красного Полумесяца. «Многие пациенты с туберкулезом сталкиваются с административными и юридическими проблемами: у них нет паспортов, свидетельств о рождении, им негде жить. Те, у кого нет паспорта, не могут получать ежемесячную мотивационную выплату в размере 1000 сомов от ПРООН / Глобального фонда, так как они не могут открыть счет в банке. Но многим нужны эти деньги, чтобы выжить и продолжить лечение », — добавляет Кумаркуль, которая работает общественным защитником для пациентов с туберкулезом.

Другие административные вопросы, решаемые общественными защитниками, включают получение государственных льготы и пособий или регистрацию, без которой особенно трудно найти работу и воспользоваться всеми гражданскими правами. Иногда уличные юристы также борются с нарушениями на медицинском уровне: например, одного пациента попросили заплатить за рентген, который должен был быть бесплатным. А для представителей ключевых сообществ, которые часто оказываются в очень тяжелом финансовом положении, на счету каждая копейка.

Фото взято из сайта ПРООН в Кыргызстане
Вернуться к нормальной жизни

«Я понимаю проблемы бенефициаров и знаю, как найти к ним подход. Раньше, когда я сталкивался с нарушением прав представителей ключевых групп, я искал возможности помочь, обращался к юристам, а потом я понял, что могу и сам защищать клиентов», — говорит Али, который работает в Оше. Один из случаев, которые он вспоминает больше всего, это когда он помог клиенту получить опеку над своим племянником-сиротой: «Одним из самых запоминающихся был случай, когда мальчик ЛЖВ остался без родителей, и брат его отца решил оформить опекунство. Собрать все документы было проблематично, он пытался сделать это 8 месяцев. Затем он обратился ко мне за помощью. В течение одного месяца мне удалось добиться, чтобы он получил опекунство и пособие на ребенка».

Уличные юристы также часто работают над делами о незаконных задержаниях и делают все возможное, чтобы их клиентов освободили. Как они объясняют, их клиенты, в частности секс-работники, люди, употребляющие инъекционные наркотики, или бывшие заключенные часто обвиняются в преступлениях, которые они не совершали, как «легкие подозреваемые», иногда соглашаются взять на себя вину из-за бедности и лишений или, в некоторых случаях, не видят другого решения, кроме воровства, чтобы заработать на хлеб. Например, Ольга помогла освободить мужчину, которого только что выпустили из СИЗО и снова задержали по точно таким же обвинениям. «Я никогда не забуду, как плакала его мама. Жалко бросать людей на произвол судьбы. Жизнь у них и так тяжелая».

В целом представители ключевых групп населения уязвимы для дискриминации, нарушений прав и злоупотреблений со стороны общества, медицинских работников и правоохранительных органов. Но благодаря проекту «Уличные юристы» они теперь меньше боятся сообщать о таких случаях и отстаивать свои права. В более сложных случаях уличные юристы могут обращаться к своим наставникам — профессиональным юристам — за помощью и советом, а также к адвокатам, которые могут передавать дела в суд.

Зафиксировать нарушение прав

Один из юристов, Эркингуль, вспоминает, как подала в суд на телеканал за публикацию на YouTube видео с ЛГБТ + человеком — видео, которое разрушило многие аспекты жизни этого человека. «Мне было страшно читать угрозы, что писали в комментариях. Я всерьез опасалась за безопасность своего клиента ». Победа в таких делах важна не только для вовлеченного клиента, но также создает прецеденты, позволяющие избежать подобных нарушений прав в будущем.

Более того, все эти дела регистрируются в электронной базе данных React«Все кейсы мы документируем и вносим в единую электронную систему React», — объясняет Мария, уличный юрист, которую так вдохновило ее участие в этом проекте, что она решила поступить на юридический факультет. «Эти задокументированные кейсы – наша возможность достучаться до власти, людей, принимающих решения, и показать, как на самом деле обстоят дела с правами ключевых групп». Некоторые из случаев, зарегистрированных в системе, включают клиентов, которым не разрешили проходить через блокпосты для получения медицинских услуг во время локдауна, секс-работников, которые были коллективно избиты и ограблены, а также людей, живущих с ВИЧ, несправедливо обвиненных в преступлениях.

«Когда человек один, ему очень тяжело бороться. Но есть мы. Я уверен, что мы сможем поставить все на свои места, и другие, видя это, также смогут добиться справедливости», — говорит один из участников проекта Георгий. Дело за делом, уличные юристы, с помощью своих наставников, профессионалов, НПО и проекта ПРООН / Глобального фонда, работают над обеспечением равных прав для уязвимых людей, устранением стигмы и дискриминации и достижением социальной и правовой справедливости для сообществ, затронутых ВИЧ и ТБ.


*Ключевые группы населения или ключевые сообщества: группы населения с повышенным риском заражения ВИЧ, включая людей, употребляющих инъекционные наркотики, людей, живущих с ВИЧ, и их партнеров, мужчин, практикующих секс с мужчинами, секс-работников и (бывших) заключенных. Большинство случаев заражения ВИЧ регистрируется в этих группах, которые часто социально, материально и юридически уязвимы.

На сайте REAct доступна статистическая информация и аналитические отчеты по документированию правонарушений и реагированию на них.

Подробнее о проекте «Уличные юристы».