Полномасштабная война со стороны Российской Федерации (РФ) в Украине с 24 февраля 2022 г. существенно повлияла на возможности реализации системы REAct. В частности, это отразилось на работе документаторов в регионах, механизмах взаимодействия с клиентами, потребностях клиентов, осуществлении соответствующего реагирования. В системе REAct появилась дополнительная категория населения как группа риска, которой оказывается помощь со стороны Проекта – беженцы, охватывающие как внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), так и вынужденно выехавших за границу.
До начала вооруженной агрессии проект REAct работал в 18 областях страны. Однако на данный момент части документаторов из наиболее опасных регионов пришлось уехать в другие города Украины или за границу. В их числе большинство документаторов и координаторов Николаевской, Харьковской, Киевской, Черниговской и Запорожской областей. Некоторые продолжают оставаться в Украине и несут службу в Вооруженных Силах Украины или Территориальной обороне, некоторые занимаются волонтерством, помогают внутренне перемещенным лицам, сопровождают гуманитарные грузы.
Сейчас большинство запросов клиентов касаются невозможности вовремя получить жизненно необходимое лечение или препятствия в его получении по новому месту пребывания (ЗПТ, АРТ, противотуберкулёзные препараты), вопросов восстановления/заключения деклараций с семейным врачом, сложностей в получении временного жилья, необходимости в проведении эвакуации с наиболее горячих точек, барьеров в получении других услуг на фоне временной потери работы.
Взаимодействие с клиентами происходит преимущественно онлайн и по телефону, однако увеличились рабочие часы документаторов в течение суток. При необходимости клиентов и ввиду ограничения военного положения, в некоторых случаях осуществляется также и непосредственное сопровождение клиента в рамках решения его дела. Документаторы отмечают некоторые обстоятельства, кое-где усложняющие или удлиняющие процесс решения дел клиентов. Среди них: сокращенное время приема специалистов в социальных службах и больницах, временное прекращение предоставления услуг отдельными специалистами и учреждениями, перепрофилирование деятельности организаций-партнеров.
Начиная с 3 марта 2022 г., Херсон находится в блокаде войсками РФ со всеми логическими последствиями: отсутствие возможности поставки продуктов и лекарств, опасность передвижения по городу, невозможность передвижения по области, перебои со снабжением электроэнергией и интернет-связью. В настоящее время вся работа документаторов REAct в этой области проводится исключительно в дистанционном режиме. Среди услуг: психологическая поддержка, первичная юридическая консультация, социальное сопровождение. Учитывая дистанционный формат работы, нет возможности оказывать помощь заявителям в случаях гуманитарной потребности, а именно продуктов питания или лекарств первой необходимости.
«Из-за частых обстрелов и плохого качества или иногда вообще отсутствия связи, оказывать помощь не всегда есть возможность и поэтому ситуация заявителя может ухудшаться», — Куценко Владимир, координатор в Херсонской области.
На уровне Херсонской области работа представителей государственных учреждений с ключевыми группами полностью отсутствует из-за оккупации и блокады населенных пунктов региона. Однако в условиях города работа продолжается в активном и эффективном формате.
Количество обращений от граждан после начала войны в Херсонском регионе ощутимо увеличилось. Это касается всех категорий населения без исключений. Обращения обычно поступают по таким вопросам как: потребность в продуктах питания; необходимость приобретения лекарства, прохождения курса лечения; психологическая поддержка; социальные выплаты; возможность эвакуации; возмещение ущерба, причиненного в связи с началом полномасштабных военных действий и вооруженной агрессией в Херсонской области.
В настоящее время из-за отсутствия связи невозможно получить информацию о статусе реализации Проекта в Чернигове. Впрочем, известно, что ряд документаторов покинули город и уехали за границу.
В Киевской области работу адаптировали в соответствии с реальными условиями войны. Клиенты обращаются к документаторам с помощью телефона или мессенджеров. Случаи нарушения прав разрешаются консультациями, перенаправлением клиентов к дружественным специалистам и отправкой соответствующих писем в государственные структуры.
«В этих условиях сложно работать, потому что действуют законы военного времени. В некоторых случаях ограничиваются права человека, как и очередность решения случаев нарушения прав, поскольку приоритет придается вопросам нарушений именно обычаев ведения войны. Поэтому некоторые случаи, нуждающиеся в решении на уровне государства, отложены до лучших времен», — Викторов Иван, координатор в Киевской области.
Из-за оккупации и блокады Мелитополя российскими войсками и сложной ситуации в Запорожье, взаимодействие с клиентами в этих городах также происходит дистанционно. Многие обращения поступают по вопросам обеспечения доступа к АРТ, противотуберкулезному лечению, ЗПТ. Впрочем, представители общественных организаций пытаются удовлетворить потребности клиентов в лечении путем доставки препаратов пациентам и транспортировкой пациентов в соответствующие медицинские учреждения. Также удалось наладить сотрудничество с волонтерами, через которые получается и оказывается гуманитарная помощь клиентам Проекта.
В Одесской области документаторы отмечали, что война критически не отразилась на Проектной работе. НПО и сайты организаций продолжают работать, большинство социальных работников на месте. Работа в Одесской области, как и в других регионах, осуществляется преимущественно в телефонном режиме, звонки поступают в течение всего дня и ночи. Личные встречи с клиентами и врачами реализуются при необходимости по ситуации в городе, ввиду ограничений в передвижении и изменениях в графике работы сайтов. Клиентов интересует, будет ли ЗПТ работать, где получить АРТ, как выехать за границу и где можно получить лечение в другой стране. В настоящее время в Одесской области существует проблема с препаратом (пациентам снизили дозировку), частные сайты закрылись, а государственные принимать новых пациентов не могли.
В Кривом Роге некоторые активности в программной деятельности партнерских НПО были приостановлены, чтобы обеспечить помощь представителям ключевых групп в координации эвакуации и реализации их неотложных потребностей, в т.ч. по гуманитарной помощи. Большинство документаторов отмечали, что война внесла существенные коррективы в ритм жизни. Однако некоторые вопросы начали решаться более оперативно, клиенты, обращающиеся за услугами Проекта, стали более ответственны. Формат работы и услуг клиентам Проекта остался почти без изменений. Кроме того, документаторы отмечали, что война дисциплинирует и пробуждает человечность. Так, например, уменьшилось количество случаев связанных с проявлениями стигмы и дискриминации по отношению к ЛВИН, СП, МСМ, ЛЖВД со стороны медицинских работников.
В г. Тернополе отмечается тревожность и подавленность как команды, так и клиентов. Чаще поступают обращения от граждан-клиентов ЗПТ (преимущественно из Киева), которые получали препараты за свой счет, а теперь врачи в Тернополе не хотят принимать их на государственные программы и отправляют в другие регионы объясняя тем, что препарата не хватает своим клиентам.
«В такое нелегкое время хочется всесторонне и побольше уделить внимания каждому, кто обращается за помощью, и быть полезным. Приоритетом является просто доброе слово и доброжелательное отношение к нуждающимся», — Козарецкая Татьяна, координатор в Тернопольской области.
В Ивано-Франковской области работы стало гораздо больше с началом войны из-за предоставления услуг людям, которые вынуждены были покинуть свои дома и проживают на территории области. Вся работа перешла в режим 24/7. Поступают разные запросы от представителей сообществ: от просьбы предоставить еду и лекарства до консультаций на темы выезда за границу и получение АРТ или ЗПТ как за рубежом, так и в области. Если кейсы встречаются в других областях или районах, пытаются перенаправить человека к социальным работникам поблизости и консультироваться в телефонном режиме. Помимо основной работы сопровождения и помощи клиентам, сегодня достаточно сильно напоминает работу горячих линий доверия или консультационного центра. Документаторы отмечают, что коммуникация с государственными структурами в Ивано-Франковской области ухудшилась, так как многие структуры стали координационными штабами для переселенцев. А вот врачи с пониманием относятся, пытаются помочь больше чем раньше.
«Последний случай, обратился наркозависимый, который по его словам был в Киеве на платном сайте ЗПТ, и ему не известно стоял ли он на учете вообще, в нашей области его сразу взяли на программу», — Демьянчук Светлана, координатор в Ивано- Франковской области.
Достаточно часто в Ивано-Франковской области регистрируются обращения о нарушении прав граждан о принудительной мобилизации в ряды Вооруженных Сил Украины ВИЧ-инфицированных и наркозависимых; совершение домашнего насилия над женщинами, живущими с ВИЧ; непредоставление ЗПТ в учреждениях исполнения наказаний. Поступают жалобы от вынужденно переселенных лиц о том, что работники ЦНАП не берут заявления о выплате ежемесячных средств на взрослых и детей при регистрации и получении справки ВПЛ.
Несмотря на сложные условия работы, региональные координаторы отмечают, что внимание уделяется всем людям, которые обращаются за помощью. Важно подробно организовать работу по всем направлениям ради того, чтобы люди остались живы, хотя иногда безопасные условия создать очень трудно. Помогает поддержка большого количества друзей, коллег, знакомых, экспертов, волонтеров в разных областях. Работа Проекта очень актуальна и пользуется большим спросом как среди клиентов региона, так и среди ВПЛ. Из-за высокого процента миграции населения документаторам приходится выполнять много дополнительных функций.