Рубрики
Полезные материалы Советы психолога

Психологическое сопротивление при лечении созависимости

Отрицание, сопротивление и саботаж при попытке оказать помощь – обычные явления. Чем глубже отрицание, тем сильнее сопротивление. Оно может проявляться как в отказе от терапии зависимости, так и в явном саботаже самого процесса оказания помощи.


Психотерапия созависимости – это изменения и готовность к ним. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к стабильности. Это вопрос безопасности. Любая стабильность – хорошая или плохая – лучше, чем что-либо неизвестное. А перемены несут в себе риск. Поэтому изменения воспринимаются как опасность.


Когда мы находимся в опасности, мы испытываем страх. Страх – это очень неприятное чувство, которого мы стараемся избегать. Если избежать этого чувства не получается, то мы стремимся от него избавиться. Защитные механизмы позволяют нам избавиться от страха. Три основных бессознательных защитных механизма – гнев, бегство и оцепенение. Все они проявляются по-разному.


Следовательно, при психотерапии созависимости любые изменения в жизни созависимого, по его мнению, влекут за собой риск, а риск вызывает чувство страха. Поэтому психотерапия («лечение»), по мнению созависимого, – это страшно.


Гнев проявляется в открытом сопротивлении и саботаже предлагаемой помощи и выражается словами: «Как это может мне помочь?!» или «Это мне не поможет!». Клиент может кричать и открыто проявлять свою нервозность, используя слова и невербально; может приводить личные доводы и примеры в пользу и защиту той жизненной ситуации, в которой он находится. По мнению клиента, предложенные варианты развития событий ему никак не помогут. Например, предложение тратить еженедельно один час своего времени на посещение группы самопомощи для созависимых лиц может вызвать бурю протеста у матери, сын которой принимает наркотики. И это несмотря на то, что до начала психотерапии мать могла потратить годы и неисчислимые ресурсы в поисках исцеления для своего сына.


Конечно, не все созависимые столь бурно реагируют на предложение эффективной помощи. Но немногие из них с первого раза соглашаются на действенную помощь. Даже приняв такое предложение и посетив группу самопомощи однажды, большинство их них делают вывод, что это не работает. И испытывают возмущение и злобу, думая про себя: «психотерапевт мог бы мне предложить и что-нибудь получше!». При этом никакие аргументы, даже подкрепленные примерами и доказательствами, не смогут переубедить человека, находящегося в отрицании.
Многие созависимые ожидают от психотерапевта немедленных изменений в своей жизни. Клиентам кажется, что за один-два сеанса работы должны произойти какие-то радикальные изменения в их жизни и самое главное – что химически зависимый близкий должен выздороветь. А если этого не происходит, значит, психотерапия не работает!


Определенный интерес представляет явление самообмана или частичного согласия созависимого: «Хорошо, я буду делать часть того, что вы мне предлагаете, но самостоятельно, без обсуждения каких-либо вопросов с терапевтом, и после того, как я внесу некоторые/значительные коррективы в предлагаемые рекомендации». И такая реакция понятна, потому что изменения – это страшно. Особенно это страшно, когда страдающий зависимостью человек относится к созависимому с открытой агрессией. Например, некоторые наркозависимые открыто сопротивляются, устраивают скандалы или даже запрещают своим близким посещать собрание групп самопомощи, называя их «сектой» и обзывая своих родных «безумцами». Поэтому изменения в процессе психотерапии объективно являются рискованными и чреваты неприятными последствиями для зависимого человека. Необходимо иметь мужество, чтобы на них решиться.


В одиночку выздоравливать сложно, а порой совершенно невозможно. Поэтому помощь при созависимости построена на групповом принципе, основным инструментом которого является взаимная поддержка.


Оцепенение – это просто занятие пассивной позиции: если я ничего не буду делать, то ничего страшного и не произойдет. Но мы знаем, что это не так, потому что химическая зависимость (а значит и созависимость) всегда развивается постепенно. Так что, если не предпринимать каких-либо действий, ситуация только ухудшится.


Следовательно, психотерапия созависимости напрямую связана с риском, решиться на который достаточно сложно, но необходимо. Для того чтобы рискнуть, нужна определенная готовность к такому риску. И помните о следующей закономерности: чем меньше проблем – тем меньше желание у созависимого что-либо менять. А чем больше проблем, тем сложнее будет что-либо изменить!