Рубрики
Новости

Перебои в поставках препаратов ЗПТ и нарушения прав пациентов программ. Интервью с Иваном Викторовым – координатором проекта REAct в Киевской области.

В течение 2021 года документаторы проекта REAct неоднократно фиксировали случаи нарушения прав пациентов ЗПТ, связанные с перебоями в поставках необходимых препаратов и незаконными задержаниями клиентов работниками правоохранительных органов. Так, в течение января-ноября 2021 года в систему REAct обратились 379 человек из числа пациентов ЗПТ.

К Международному дню солидарности, отмечаемому 20 декабря, координатор проекта REAct в Киевской области Иван Викторов рассказывает о разнице в получении ЗПТ на частных и государственных сайтах, возможных причинах в перебоях поставок препаратов, их последствиях для клиентов частных заведений и о том, какую роль играют неправительственные организации в вопросах защиты прав ключевых групп на получение жизненно важного лечения.

  1. Получение ЗПТ на базе государственных сайтов в рамках программы ЗПТ и в частных заведениях, например, через аптеки – в чем разница, каковы преимущества и риски для клиентов? 

Разница в том, что по рецепту в аптеке клиент не привязан по времени к пункту выдачи ЗПТ, а на государственной программе есть определенные требования к пациенту. Так, по обычному порядку приема ЗПТ, пациенту нужно четко в назначенный день и время явиться за лекарством. Еще возможен механизм, когда пациент получает препараты для самостоятельного приема на 7-10 дней. Однако для этого пациенту тоже должен соответствовать ряду требований, в том числе находиться на государственной программе ЗПТ с обычным порядком приема препаратов не менее 3 месяцев (в условиях карантина, ранее – 6 месяцев – прим. ред.). Во-первых, это требует от клиента физически присутствовать на сайте выдачи ЗПТ, а во-вторых, ограничивает его в свободном времени. К примеру, если клиент работает, то это требует его отсутствия на работе и может стать проблемой для работодателя. Поэтому люди покупают рецепты и платят за таблетки, чтобы жить без определенных обязательств.

  1. Сколько клиентов на государственной программе ЗПТ и сколько получают лекарства на частных сайтах? Какая статистика по Киеву? 

Статистика по государственным сайтам есть на сайте ЦОЗ (по состоянию на 01.11.2021 услуги ЗПТ на базе лечебно-профилактических учреждений Украины получают 16 617 человек – прим. ред.), а по частным могу назвать лишь приблизительное количество: в Киеве около 70 кабинетов выдачи, в каждом примерно по 400 человек, то есть около 20 000 пациентов ЗПТ на частных сайтах. При этом один пациент может находиться на нескольких частных сайтах выдачи ЗПТ. Это увеличивает риск, что потом эти препараты начинают продавать в частных целях. То есть, у частных сайтов нет специальной базы, где они отслеживают клиентов, которые уже находятся на программе. Пациент приходит, платит деньги, получает рецепт.

  1. Какие барьеры возникают перед клиентами при получении ЗПТ в частных заведениях?

Барьеры возникают в том, что не всегда в аптеках есть в наличии метадон, то есть частный сайт выдачи ЗПТ не может гарантировать бесперебойность приема ЗПТ для пациента. Аптеки могут еще делать такой ажиотаж в рамках искусственного повышения цены на препарат, то есть потом смогут продать больше и дороже. Неоднократно были случаи с закрытием кабинетов и изъятием всей документации, в том числе и с персональными данными пациентов. Иногда сотрудники полиции проводят такие рейды по частным сайтам выдачи ЗПТ. Это в основном ничем не заканчивается непосредственно для сайта, но для пациентов это чревато разглашением тайны диагноза, персональных данных, потому что часто сотрудники полиции изымают медицинскую документацию (журналы, карточки пациентов).

  1. Вы упомянули о нестабильности получения препаратов на частных сайтах ЗПТ. Каковы возможные причины подобных ситуаций? 

Во-первых, так могут поступать, чтобы перевести больше пациентов на государственную программу ЗПТ. Но есть несколько нюансов: чтобы попасть на государственную программу ЗПТ, пациент должен стать на внутренний учет пациентов ЗПТ, а это может лишить его права устроиться на «нормальную работу». Кроме того, на государственной программе есть ряд требований к пациентам ЗПТ, о которых я уже упоминал, это не всем может подходить. Кого-то это будет подавлять, ведь это может выглядеть как так называемое клеймо «наркозависимый». Перебои в поставке препаратов возникают, как правило, в конце года. Это может происходить по таким причинам: закупки субстанции для выработки препаратов ЗПТ приходятся на конец года из-за квот; несвоевременное поступление средств от региональных КП «Фармация»; изготовление крупной партии препарата для государственного заказа, в том числе на экспорт.

  1. Есть ли механизм предупреждения подобных ситуаций с прерыванием лечения из-за задержек с поставками препаратов на частных сайтах ЗПТ?

Нет, на частных сайтах не могут гарантировать пациентам бесперебойность препаратов ЗПТ, потому что никто не отслеживает таких пациентов – выписали рецепт, получили деньги за рецепт, и на этом все. Только государственный сайт выдачи ЗПТ гарантирует пациентам бесперебойность приема ЗПТ, поэтому нет риска срыва пациента с лечения и возвращения к «уличным наркотикам».

  1. Какие последствия возникают у пациентов ЗПТ, когда препараты отсутствуют на частных сайтах или их поставка задерживается? 

Если нет лекарства в аптеке, люди пойдут к так называемым «барыгам» (наркоторговцам – прим. ред.), но уже цена будет в несколько раз выше. Если нет денег, наркозависимый человек может пойти на преступление, потому что ему нужно лекарство, или может пойти на улицу за наркотиками, а это более 90% передозировок, и, если не оказать вовремя помощь, к сожалению, человек умрет.

  1. Если пациент ЗПТ хочет перейти в государственную программу ЗПТ, через какое время клиента могут взять на такую программу? 

Государство на сегодняшний день активно проводит набор на программу ЗПТ, поэтому у пациента всегда есть выбор гарантированного получения препаратов ЗПТ. Стать участником программы ЗПТ можно в течение одного дня, достаточно принести флюорографию или рентген. Однако это может затянуться, поскольку, во-первых, это зависит от желания пациента, как быстро он согласится встать на государственную программу и готов ли он к этому. Во-вторых, есть определенная процедура в соответствии с законодательными актами, пациент должен пройти процедуру индукции (подбор дозы – прим. ред.). После этого врач-нарколог проводит соответствующую работу с пациентом по необходимости приема таких препаратов и мотивации непрерывного приема, и затем пациенту назначается ЗПТ.

  1. 8. Какова роль неправительственных организаций в сопровождении пациентов ЗПТ?

Начнём с того, что на частных сайтах выдачи ЗПТ нет социальных работников, они там и не предусмотрены. Роль НПО – это именно консультирование по вопросам перехода на государственную программу ЗПТ, перенаправление и сопровождение таких пациентов, формирование приверженности лечению, и, по моему мнению, это большой вклад. В Украине работает Горячая линия по ЗПТ, куда пациенты из всех регионов обращаются с проблемами, касающимися заместительной поддерживающей терапии. Сначала такие проблемы оперативно решаются силами НПО, потом уже обращаемся к государственным институтам, уполномоченным решать подобные вопросы. Силами НПО проводится большая работа по мобилизации и расширению возможностей сообществ, инициированию внесения изменений в законы и законодательные акты, но есть еще проблемы, которые необходимо решать. Например, мы постоянно пишем о проблемах в сообществе, но слышат ли нас в определенных государственных институтах – это уже другой вопрос.

  1. Какие существуют механизмы контроля со стороны государства за двойным получением ЗПТ (и у частных сайтов, и в государственной программе)?

Ответственность скорее возлагается на самих пациентов ЗПТ, которые, находясь на государственной программе, дополнительно обращаются на частные сайты. Однако, если полиция выяснит этот факт, такие действия могут квалифицироваться как незаконное завладение наркотическими средствами и их хранение. В дальнейшем это может иметь негативные последствия для клиента (прецеденты уже случались). В целом таких механизмов отслеживания двойного приема ЗПТ нет.

  1. Каковы случаи нарушения прав пациентов ЗПТ со стороны полиции, в общем? Как разрешаются такие случаи и в чью пользу?

Можно сказать, что около половины кейсов, зафиксированных с помощью системы REAct в Киевской области относительно нарушений со стороны работников полиции, приходится именно на пациентов ЗПТ. Работники полиции часто злоупотребляют своими должностными полномочиями в отношении пациентов ЗПТ, потому что все равно считают их «наркоманами». Чаще это незаконные задержания, обыски полицией, проведение наркологического осмотра (иногда принудительно), изъятие препаратов ЗПТ, вымогание денег якобы за невозбуждение уголовного дела. Хотя пациенты не нарушали закон, они совершенно законно получили рецепт на выдачу препаратов ЗПТ. На эти случаи сразу реагируют представители партнерских НПО. Чаще такие случаи решаются в пользу пациента, потому что у наших дружественных организаций в штате есть высококлассные специалисты, которые уже не один год работают с ключевыми группами и знают, как действовать в той или иной ситуации. Для повышения осведомленности сотрудников полиции о работе с ключевыми группами при поддержке МБФ «Альянс общественного здоровья» и других партнерских организаций активно проводятся тренинговые модули. На этих тренингах, в том числе, представлены данные о нарушениях прав ключевых сообществ, собранных с помощью REAct.

Благодарности за материал:

Ивану Викторову, координатору проекта REAct в Киевской области 

Светлане Ткале, президенту БФ «Надежда и доверие», документатору проекта REAct