Рубрики
Истории реагирования

Прощай, клятва Гиппократа или хрупкость врачебной тайны

Рискуешь не только здоровьем, но и репутацией

По закону врачи и медперсонал не имеют права разглашать информацию, связанную с состоянием здоровья пациента, без его согласия. Увы, это правило часто нарушается, что становится причиной семейных конфликтов, нервных срывов и даже попыток суицида. Особенно это касается диагнозов, на которые в некоторых странах, в том числе и в Таджикистане, до сих пор смотрят с осуждением: ВИЧ/СПИД, гепатит, психиатрические заболевания.

Конечно, есть моменты, когда необходимо говорить третьим лицам о диагнозе, например:

  • когда пациент не способен выразить свою волю (находится в состоянии комы), а медикам нужно знать, страдает ли он диабетом и принимает ли какие-то препараты.
  • в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания. Тогда допускается предоставлять информацию о состоянии здоровья пациента его супругу или одному из близких родственников/
  • при угрозе распространения инфекций или массовых отравлений.
  • либо когда идет судебное разбирательство (передавать информацию о заболевании можно по запросам в соответствующие органы), или пациент несовершеннолетний (информацию о заболевании передают только его родителям или опекунам).

Кстати, в советских медицинских учреждениях (обычно это были онкодиспансеры), после обследования составляли три выписки: одна оставалась в карте отделения, вторая — для лечебного заведения, а третью в конверте отдавали на руки. Причем зачастую даже не пациенту, а его родственникам (это делалось из благих побуждений: близкие могут деликатнее сообщить больному тяжелые новости).

В стигматизированном обществе, многие люди все еще вынуждены скрывать свой статус. Но информация разлетается в секунды, стоит ей только «выйти наружу»: врач рассказала медсестре, та – подруге, подруга – родственнице, а город маленький… И разглашение врачебной тайны становится настоящим преступлением против этого человека.

Соседство сродни пытке

Альфия (имя изменено) всю жизнь прожила в городе ***, вела обычный образ жизни.
О том, что у нее ВИЧ, девушка узнала во время беременности. Был шок, сомнения, подавленное состояние, но взвесив все за и против, решила рожать. Малыш появился на свет здоровый.

Роды принимал медперсонал, что знал о ее статусе, в том числе медсестра — соседка.
Через год во время ссоры она стала её оскорблять и кричать на весь двор, что: «Альфия СПИДозная, гулящая и т.п». А ее сын пригрозил, что напишет на плакате имя и статус девушки, чтобы об этом узнали все другие соседи.
Для Альфии это был сильный психологический удар, стало стыдно и страшно. Выходить на улицу для нее стало подобно пытке, и она думает о переезде, опасаясь травли со стороны соседей.

Состав преступления… не найден

Альфия обратилась в REAct. Вместе с адвокатом было составлено заявление о возбуждение уголовного дела в отношении медсестры и подано в прокуратуру согласно ст. 145 УК РТ (О врачебной тайне). Уголовная ответственность по этой статье – лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (максимальное наказание).

Однако, согласно письменному ответу от 14.09.2021 года за номером 12/230-21, прокурор, рассмотрев заявление в отношении медсестры, не выявил никакого правонарушения в ее действиях, которое подпадало бы под ст.145 УК РТ. В связи с чем, в возбуждении уголовного дела, к сожалению, было отказано.

Что говорит закон?

Согласно ст. 23 Конституции Республики Таджикистан (РТ), сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной жизни человека без его на то согласия запрещаются, т.е. устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна — является личной тайной.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны сохранять врачебную тайну (информацию о состоянии здоровья, о посещении организации здравоохранения) и другие сведения личного характера (ст.49 Кодекса здравоохранения РТ). Также согласно ч.2 ст.162 Кодекса здравоохранения РТ, полученная информация о заражении ВИЧ является конфиденциальной (врачебной тайной) и по требованию органов здравоохранения, если это требуется в интересах охраны здоровья населения в целях нераспространения инфекционных заболеваний, на основании постановления суда или по запросу следственных органов предоставляется такая информация. Запрещается использование этой информации в целях уголовного административного преследования лиц за исключением случаев, установленных законодательством РТ.

В случае отсутствия названных в законе условий врач не имеет права разглашать врачебную тайну. Он не может предоставить такого рода информацию даже родным и близким больного. Обязанность не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну, распространяется, прежде всего, на медицинских работников (врачей, медицинских сестер, санитарок, сиделок, регистраторов, студентов, проходящих практику в лечебных учреждениях) и фармацевтических работников. Если диагноз пациента разгласили лица, которые узнали о нем при исполнении служебных обязанностей, они могут быть привлечены к ответственности.


Читайте также:

Позитивный брак: в Таджикистане наличие ВИЧ у человека является преградой для оформления брака

Прорыв правозащиты в Таджикистане: суд взыскал 20000 сомони с мужа за разглашение ВИЧ+ статуса жены

Невидимый барьер: как страх заставляет терпеть молча давление со стороны милиционеров