Рубрики
Истории реагирования

Невидимый барьер: как страх заставляет терпеть молча давление со стороны милиционеров

Нарушения прав человека происходят во всем мире. И в большинстве случаев это случается, из-за дискриминационных законов и практик, хотя государство должно защищать, а не вредить, обеспечивая равенство всем без исключения.

Есть ключевая группа населения, которая подвержена большему риску, чем остальные. В нее входят люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), права которых нарушаются практически везде, в т.ч. правоохранительными органами и в учреждениях здравоохранения. Помимо этого, «помогает» и человеческий фактор – люди, несмотря на доступность информации о ВИЧ, все еще относятся к ЛЖВ с опаской, распространяя в их отношении дискриминацию и стигму, что являются общепризнанными барьерами в доступе данной группы к профилактике, лечению и поддержке.

Благодаря эффективному лечению (антиретровирусная терапия), люди, живущие с ВИЧ, теперь могут иметь долгую, здоровую и активную жизнь, почти (или совсем) не рискуя передать вирус своим партнерам. Это достижение также способствовало и устранению некоторых аспектов дискриминации. Но, тем не менее, часто страх перед негативным отношением окружающих сильнее чем перед самим заболеванием.

Скажи мне, кто твой друг…

В Таджикистане нарушение прав ЛЖВ уголовно наказуемо, но люди с ВИЧ, как и прежде, подвергаются стигме и оскорблениям, как со стороны родных, так и представителей органов (которые должны наоборот защищать их права). Поэтому из-за страха дискриминации и стигмы часто или не обращаются за помощью, или боятся довести дело до конца.

Наша героиня уже долго живет с ВИЧ, по вине человека, который не сказал ей о своей болезни. Когда Мухаббат (имя изменено) узнала о собственном положительном статусе, она была растеряна, но быстро взяла себя в руки и продолжала жить дальше. В декабре 2020 года, ее неожиданно вызвали в районный ОМВД. Войдя в кабинет, представители правоохранительных органов начали обращаться к ней, как к «врагу народа». Её спрашивали в грубой форме о болезни, как получила, кого инфицировала. Милиционеры потребовали написать объяснительную и в ней выложить всю историю. Мухаббат отказалась, как и подписывать какие-либо документы. Ее продолжали долго допрашивать, потом отпустили. Но на этом дело не закончилось.

Через неделю сотрудники ОМВД потребовали у оператора мобильной связи все номера телефонов контактов этой женщины, позвонили ее знакомым и родственникам, и потребовали, чтобы они сдали анализы на ВИЧ! Все получили отрицательный результат, но жизнь Мухаббат кардинально изменилась с того момента. После того, как близкие узнали про статус героини, ее стали всячески избегать и стигматизировать. Дошло до того, что с ней перестали кушать за одним столом, каждый раз напоминали о её болезни и оскорбляли. В надежде на поддержку, Мухаббат обратилась к REAct.

Страх и отказ от своих прав

РЕАктор предложила клиентке составить заявление в высший госорган о незаконном действии оперативных работников, разглашении информации со стороны сотовой компании, а также на родственников. Мухаббат взяла паузу, но после долгих раздумий не согласилась обращаться в правоохранительные органы из-за своего страха.

Увы, это не первый случай: ЛЖВ часто отказываются обращаться за помощью т.к. не доверяют ни правоохранительным органам, ни судебной системе. Ведь зафиксировано много кейсов, когда жертва писала заявление на обидчиков, но адекватных действий со стороны милиции предпринято не было (т.е. эффективного механизма в государстве для защиты прав своих граждан нет).

Комментарии юриста

Законны ли были действия сотрудников ОМВД? Имеют ли они право задавать подобные вопросы?

Сотрудники ОМВД не могут без каких-либо оснований вызывать и допрашивать человека. Но если есть основание, или в отношении человека подано заявление или жалоба, то правоохранительные органы имеют право вызвать человека на допрос. При этом вызов без каких-либо оснований, т.е. «просто так», без поступившего заявления (сообщения) о преступлении или правонарушении, которое требует проверки, не является законным. Вызов всегда должен быть обоснован. Нередко гражданина вызывают не повесткой, а по телефону. Являться или нет на такой вызов – дело каждого в отдельности. По правилам, повестка должна быть официальной, и там должно быть указано в качестве кого вызывается гражданин.

Спрашивать женщину, у которой ВИЧ статус, откуда у неё ВИЧ и кого она могла инфицировать — это уже незаконно и вмешательство в личную жизнь. Статья 17, МГППП гласит: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».
Также согласно статье 23 Конституции РТ «Сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной жизни человека без его на то согласия запрещаются». Женщина имеет право обратиться в прокуратуру с заявлением о вмешательстве в личную жизнь, а также в суд за взысканием компенсации морального вреда и разглашение статуса.

На основании статьи 8 Закона РТ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативники имеют права провести оперативные мероприятий (проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища) по мотивированному постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по ходатайству уполномоченного прокурора и санкции уполномоченного на то судьи и при наличии информации:

  • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступные деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу общественной, государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Республики Таджикистан.

Как себя надо вести человеку, попавшему в такую ситуацию?

В случае вызова в милицию, особенно женщине, просто нужно знать свои права. Согласно Конституции РТ «Все равны перед законом!». Никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь. Потребовать участие адвоката, без участия адвоката не подписывать никакие документы и не давать объяснительные.

Так и говорить сотрудникам милиции: «без присутствия адвоката ничего не скажу, никакие бумаги не подпишу». Согласно ст.46 УПК РТ, если лицо считается подозреваемым, то имеет право давать или не давать объяснения или показания и быть информированным перед допросом об этом праве.

Обязан ли человек писать объяснительную по приказу милиционера?

На практике часто возникают ситуации, связанные с вызовом в правоохранительные органы для дачи показаний, опроса, объяснений и т.п. Дача объяснений – не регламентированное законом добровольное сообщение сведений, интересующих правоохранительные органы. Это определенная форма закрепления доказательства в письменном виде. Любая информация, которая исходит от человека, оформляется сотрудником правоохранительных органов в виде письменного объяснения. Это делается для того, чтобы составить материал проверки, в который подшиваются все собранные документы, в том числе и объяснения.

Если считаете, что ваши права при написании объяснительной нарушены (к примеру, оказывалось давление, нецензурно высказывались), то можно написать жалобу на действия (бездействие) сотрудников милиции руководителю или в прокуратуру.

Кроме того, можно обратиться в суд с заявлением о незаконности действий правоохранительных органов и взыскать компенсацию морального вреда.


В 2020 году, в Таджикистане РЕАкторы зафиксировали 165 случай нарушения прав человека. 121 из них касались случаев, связанных с ЛЖВ. Больше всего нарушений зафиксировано со стороны их родственников, супругов и соседей̆.

В Таджикистане РЕАкторы представляют 8 НПО, расположенных в разных городах страны, один РЕАктор на регион. Предусмотрены выезды РЕАкторов в города и поселки региона с целью сбора информации и предоставления услуг клиентам. Также кейсы документируются через горячую линию по вопросам защиты прав ключевых групп от «Центра по правам человека». РЕАктор в Таджикистане – это представитель сообщества, сотрудник НПО, который, кроме предоставления услуг и аутрич-работы, документирует кейсы нарушений прав, когда участники сообщества к нему обращаются с жалобами. РЕАктор может проконсультировать, оказать психологическую поддержку или перенаправить. Если кейс требует более профессионального правового вмешательства, он перенаправляется национальному координатору-юристу из «Центра по правам человека».

Система РЕАкт внедряется в Таджикистане в рамках регионального проекта #SoS_project «Устойчивость услуг для ключевых групп в регионе Восточной Европы и Центральной Азии» (2019-2021) и проекта ПРООН «Уменьшение барьеров, связанных с правами человека, на пути оказания услуг по ВИЧ в Республике Таджикистан» (04/2020-31/2020). Имплементация системы обеспечивается ОО «СПИН Плюс» в сотрудничестве с «Центром по правам человека» и координируется на региональном уровне МБФ «Альянс общественного здоровья».

Сообщить о случае нарушения Ваших прав и получить поддержку можно с помощью обратной связи REAct. Опишите детали ситуации, которая с Вами произошла, как и когда Ваши права были нарушены, и реактор свяжется с Вами, чтобы помочь решить проблему. Не молчите, и помощь будет предоставлена!