Рубрики
Истории реагирования

Прорыв правозащиты в Таджикистане: суд взыскал 20000 сомони с мужа за разглашение ВИЧ+ статуса жены

По сегодняшний день в Таджикистане, невзирая на усилия правительства и гражданского общества, остается непростой ситуация со осведомленностью общественности о способах передачи, профилактики и лечения ВИЧ, отсюда много устаревших стереотипов об инфекции и людях, живущих с ВИЧ (ЛЖВ).

Так, за 2020 год в правозащитной онлайн системе REAсt было зарегистрировано 165 обращений о нарушениях прав, из них в 121 случае пострадавшим являлся человек, живущий с ВИЧ, а 48 случаев имели признаки явной дискриминации из-за статуса ВИЧ. В 48% случаев нарушения фиксируется со стороны родственников, супругов и соседей. В повседневной̆ жизни люди с ВИЧ подвергаются стигме, оскорблениям и домашнему насилию. Были зафиксированы случаи, когда родственники, сожители не разрешают кушать за общим столом, использовать общую посуду или даже выгоняют из дома и это во время открытого доступа с научно-доказанной информации о передачи ВИЧ.

При этом, важно отметить, что в Таджикистане существует целый ряд законов, уголовно порицающих нарушение прав ЛЖВ, но статистика правонарушений и история семейной пары из таджикской глубинки, поступившая к правозащитникам REAсt, красной линией очерчивает потребность в активной информационной работе среди населения. по законам защищающих ВИЧ-положительных людей.

Доверяй, но свои права защищай

Данная история начиналась хорошо для героини рассказа, но отголоски невежества вокруг ВИЧ сказались на ее простом желании: теплом доме, понимающем муже и счастливой жизни семьи с детьми. Это был второй брак для женщины, живущей с ВИЧ, и она решила вступить в него с откровением: она предупредила жениха о своем позитивном ВИЧ статусе и тот принял ее. В 2016 году она вышла замуж по мусульманскому обычаю «никах», позже родила мужу двоих детей. Несмотря на предсвадебную откровенность между супругами, муж начал глумиться над ее ВИЧ-статусом и избивал перед детьми. В надежде сохранить брак ради детей она молча продолжала терпеть унижения.

Все ее попытки сохранить брак, мол «стерпится-слюбится» не увенчались успехом. Агрессия мужа лишь нарастала и, в итоге, привела к логичному расставанию. Полгода они жили раздельно, и женщина морально подготовила себя к спокойной жизни без мужа. Она начала работать и заботилась о детях, но впереди ее ожидало очередное испытание. До брака ее ВИЧ-статус был известен только ее родителям, но теперь ее жизнь кардинально изменилась. После расставания с мужем родственники стали задавать ей вопросы о ВИЧ, соседи всячески избегали, отношение родственников радикально изменилось. Оказалось, что ее бывший муж начал рассказывать всем, что она больна СПИДом и по этой причине он не хочет с ней жить. Все надежды нашей героини на спокойную жизнь начали искажаться под оказанным общественным давлением.

Лед тронулся или прорыв в судебной практике Таджикистана

В отчаянии и попытке восстановить справедливость наша героиня обратилась к адвокату из команды REAct. Было составлено и подано исковое заявление в суд «о взыскании морального вреда, незаконное разглашение о личной жизни и здоровье».

Бывший муж без уважительных причин не являлся на судебные заседания, затягивая судебный процесс. В конце концов, ответчик явился на судебный процесс и начал умолять женщину забрать исковое заявление, пообещав счастливую совместную жизнь, но она твердо приняла решение, и не поддалась на его эмоциональную манипуляцию.

Этот случай таджикские правозащитники назвали «прорывом в судебной практике Таджикистана»: на основании решения суда иск женщины о разглашении ВИЧ-статуса и взыскании морального вреда был удовлетворен. За нарушение статьи 23 Конституции Республики Таджикистан (РТ), «Сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной жизни человека без его на то согласия запрещаются», суд взыскал у бывшего мужа 20,000 сомони (примерно, 1754 долларов США).

Комментарии адвоката: почему этот случай прорывной в судебной практике Таджикистана?

«Учитывая мою практику, в которой было много подобных исков по защите людей, живущих с ВИЧ, суд вынес важное решение в пользу пострадавшей и это дело стало прорывным в судебной практике РТ. Само заявление о взыскании морального вреда всегда вызывает в обществе острую реакцию. Дело в том, что не существует установленной единой суммы, которой можно оценить честное имя и психологическое состояние гражданина. В одних судебных процессах судьи оценивают моральный ущерб жертвы в 400 долларов, другой судья может взыскать с обидчика несколько тысяч долларов, а еще есть судебные дела, в которых гражданам просто отказывают в удовлетворении таких требований.

Если ранее в делах о распространении сведений о личной жизни человека без его согласия обидчиками выступали медицинские работники, то это дело уникально еще в силу верховенства закона над всеми субъектами государства, нарушившими статью Конституции РТ, в этом случае бывшим мужем пострадавшей», – рассказывает адвокат.

Маленькая победа и продолжающаяся битва ЛЖВ

Правительство Таджикистана признает необходимость борьбы со стигматизацией и дискриминацией в отношении людей, особенно женщин, живущих с ВИЧ. Национальная стратегия развития Таджикистана приоритезирует тему прав женщин и новая национальная программа по СПИДу на 2021–2025 годы содержит отдельный раздел по снижению стигматизации и дискриминации в отношении женщин, живущих с ВИЧ.

Признание проблемы на государственном уровне – уже позитивно сказывается на судебных процессах. Но остается недостаточная информированность населения страны о ВИЧ, из-за чего люде, живущих с ВИЧ, продолжает дискриминировать и стигматизировать общество, их не приглашают на семейные мероприятия, к ним не приближаются соседи, на них оказывают дополнительное психологическое давление в семье, не берут на работу и тд. Дело нашей героини с позитивным ВИЧ-статусом, которая героически выстояла судебный процесс против бывшего мужа, показывает работающие механизмы в юридической системе, защищающие людей, живущих с ВИЧ. На данный момент в суде рассматривается ее заявление по частному обвинению в домашнем насилии от бывшего мужа. И текущий кейс вселяет надежду на справедливую победу и в этом иске.

В тоже время есть, и обратная сторона: цена публичной победы высока — нервы, давление бывшего мужа, раскрытый ВИЧ-статус, который негативно повлияет на ее взаимодействие в обществе. Героиня с ВИЧ-статусом намеревается довести дело до конца, а потом спокойно жить со своими детьми, пытаясь обеспечить им наилучшее будущее. Ее пример однозначно даст положительный импульс другим женщинам, живущим с ВИЧ, находящимся в страхе перед угрозами близких, которым известен их статус, ведь судебная практика теперь доказывает неприкосновенность этой информации.