Рубрики
Истории реагирования

Осуждена на 1 год и 4 месяца при неопределяемой вирусной нагрузке

Уголовное преследование ЛЖВ перекладывает ответственность за ВИЧ исключительно на них, создавая, таким образом, атмосферу ложного спокойствия остальных членов общества за свое здоровье.  Люди думают, что под страхом уголовной ответственности их партнеры предупредят, что у них ВИЧ.

В реальности это происходит редко, потому что сама динамика интимного контакта, особенно случайных контактов, исключает подобное информирование.

В итоге люди не практикуют защищенный секс, потому что считают, если партнер не сообщил о наличии у него ВИЧ, значит, он здоров и можно не предохраняться.

Во многих случаях дополнительное бремя возможной уголовной ответственности за сокрытие ВИЧ-положительного статуса только усиливает проблемы, мешая открыто говорить о ВИЧ при установлении отношений, в рабочем коллективе и семье.

В результате общество не защищено существующим уголовным законодательством в отношении ЛЖВ от ВИЧ-инфекции, а даже наоборот.

Криминализация создает атмосферу ложной эффективности работы государства: оно устраняется от реализации эффективных программ информирования и профилактики ВИЧ.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, правозащитники призывают к пересмотру уголовных законов, которые несправедливо ориентированы на людей, живущих с ВИЧ.

В уголовных законах некоторых стран имеется норма, которая предусматривает возможность освобождения лица от уголовной ответственности за поставление в опасность заражения и заражение ВИЧ при наличии согласия другого лица и/или при принятие соответствующих мер, значительно снижающих риск передачи.

Применение данной нормы, прописанной в законе, защитит права и интересы людей с ВИЧ. Хотя, в итоге, этого не достаточно для устранения вреда, причиненного криминализацией ВИЧ.


Под грифом «секретно»

Мохира (имя изменено) тоже получила тюремный срок за поставление в опасность заражения ВИЧ. Против нее тоже было возбуждено уголовное дело по статье 125 УК РТ, а основанием, как отмечали в ОВД, стало заявление потерпевших, с которыми Мохира имела половые связи.

Для того, чтобы выяснить все обстоятельства старший дознаватель ОВД р-на *** направил запрос в Центр СПИД. Однако в Центре отказались давать такую информацию, ссылаясь на требование ч.2 ст.162 Кодекса здравоохранения, в которой отмечается, что эти сведения являются секретными и в случае распространения являются уголовно наказуемыми.

Тогда старший дознаватель, капитан милиции **.**.2021 года вынес Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Мохиры в связи с отсутствием в ее деянии признаков состава преступления.

Но, при этом в этот же день он направил материалы по ее делу для изучения в прокуратуру р-на ***, которая в свою очередь в этот же день, направило письмо (ходатайство) в Центр СПИД о том, что якобы в отношении Мохиры возбуждено уголовное дело, хотя фактически дела никакого не было.

Тогда Центр ВИЧ/СПИД под грифом «секретно» дает официальный ответ на запрос о Мохире. В нем говорится, что женщина состоит на учете в Центре и принимает ретровирусную терапию, а по состоянию на **.**.2021 года вирусная нагрузка является «неопределенной». Это значит, что вероятность заражения другого лица половым путем «низкая».

Вирусная нагрузка – количество вируса в крови, измеряется в копиях вируса в миллилитре крови. Высокая вирусная нагрузка означает, что в крови находится значительное количество вируса и что вирус активно и быстро размножается. Вирусная нагрузка до 10.000 копий/мл считается невысокой, от 10.000 до 50.000 копий/мл – средней, от 50.000 до 100.000 копий/мл – высокой.

Однако, после получения этой информации от Центра тем же днем, старший помощник прокурора р-на  *** выносит Постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Мохиры и направляет материалы для проведения дополнительной проверки.

Мохиру отправляют снова на проверку и согласно заключению комиссионной экспертизы ее вирусная нагрузка составляет 0 копий/мл – то есть вероятность заражения другого лица через половое сношение невозможно.

Однако, именно данные о статусе Мохиры, полученные прокуратурой практически «обманным путем» (в своем письме в Центр СПИДа прокуратура указала, что против Мохиры возбуждено уголовное дело, хотя его не было, а в рамках возбужденного уголовного дела Центр СПИД обязан предоставлять информацию) стали поводом для возбуждения уголовного дела и последующего судебного разбирательства. 

Мохира была признана виновной в том, что зная о своем статусе ВИЧ, поставила  в опасность заражения других лиц, в частности, 4 человек. **.**.2021 года ей был вынесен обвинительный приговор по части 1 ст. 125 УК РТ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год и 4 месяца.


Криминализация ослабляет эффективность профилактике ВИЧ

С тех пор, как мы впервые столкнулись с ВИЧ, многое стало известно о профилактике. Знание путей передачи ВИЧ, роли основных стратегий по профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку, инициатив по снижению вреда для людей, принимающих наркотики, способствовало значительным изменениям в сфере профилактики.

Однако использование уголовного закона и уголовного преследования, применяемого в случаях с ЛЖВ, является наиважнейшим аспектом в сфере прав человека, с которым сегодня столкнулся весь мир.

Ведомства используют уже существующие законы и разрабатывают новые, применение которых представляет реальную угрозу для устойчивости так тяжело достигнутых результатов в области профилактики ВИЧ.

Используемые в настоящее время подходы способствуют возникновению сомнений, неразберихи и стигматизации, формирующих благоприятную основу для дальнейшего распространения ВИЧ. Во многих странах уголовное преследование, связанное с ВИЧ-статусом, осуществляется на основании недавно вступивших в силу законов или в рамках уже устаревшей законодательной базы, которая лишь недавно нашла свое применение в случаях передачи и подвергания риску приобретения ВИЧ.

Криминализация передачи или подвергание риску приобретения ВИЧ ослабляет эффективность стратегий по профилактике ВИЧ (и тем самым ухудшает состояние общественного здоровья), подрывает принципы незыблемости прав человека, а также усиливает стигму и дискриминацию.

Читайте также:

Позитивный брак: в Таджикистане наличие ВИЧ у человека является преградой для оформления брака

Говорить или не говорить, вот в чем вопрос О дискриминации людей, живущих с ВИЧ в правоохранительных органах и системе здравоохранения