Рубрики
Истории реагирования

Хорошо, что жива или почему самостигма – столь великая плата за насилие над секс-работницами

Ежегодно 17 декабря секс-работники /-цы, их защитники, друзья, семьи и союзники отмечают Международный день борьбы с насилием в отношении секс-работников/-ц. Сначала эта дата была задумана как мемориал в честь памяти жертв убийцы из Грин-Ривер. В пост-советском регионе отмечать этот день было предложено «Сетью организаций по защите прав работников сферы сексуальных услуг» — Sex Workers’ Rights Advocacy Network (SWAN).

REAct присоединятся к мероприятиям, посвящённым Дню борьбы с насилием в отношении секс-работниц и публикует собранные доказательства нарушений прав этой уязвимой группы в Кыргызстане — стране, в которой удалось зафиксировать наибольшее количество доказательств в регионе ВЕЦА благодаря эффективной работе неправительственных организаций и сообществ. Также публикуем историю одной из обратившихся клиенток, чтобы проиллюстрировать уязвимость и незащищенность секс-работниц.

Только за 2020-2022 годы работы системы РЕАкт в Кыргызстане, было зарегистрировано более 2000 заявлений о нарушениях прав представителей узвимых групп. Из них 25% (564 кейса) касались нарушений прав и дискриминации секс-работниц. При этом, 56% (375 кейсов) сообщали о нарушении прав и дискриминации секс-работниц со стороны представителей правоохранных органов. Ознакомитесь ниже из статистическими диаграммами из инструмента REAct.

Cама секс-работа в Кыргызстане не криминализирована. Однако все, что связано с ней связано, включая организацию, может подпадать либо под норму ст. 166 Уголовного Кодекса страны – «вовлечение в занятие проституцией», либо под ст. 167 – «содействие проституции и разврату». Таким образом, по факту, секс-работа криминализирована и крайне стигматизирована. И увы, в первую очередь, самими девушками.

За помощь будешь наказана

Январь 2022. К Назгуль Байдовлетовой, общественной защитнице, Общественный Фонд «ЗиОМ21» г. Талас (Кыргызстан) обратилась Амина (имя изменено). Она, и еще одна девушка (обе секс-работницы) были избиты клиентами. Как потом стало известно, ее подругу хотели изнасиловать – Амина встала на защиту, за что и заплатила столь дорогой ценой… 

Назгуль говорит, что сразу предложила написать заявление и обратиться к врачу, но клиентка отказалась. Причиной тому стали… сами насильники — оказалось, что это ее знакомые и девушка не хотела создавать проблем и привлекать лишнее внимание.

Только на третий день, когда боль стала невыносимой, она снова набрала номер правозащитницы. Амину сразу отвезли к дружественному врачу. Состояние было ужасным: по всему телу синяки, глаза залиты кровью, боль в животе – он сразу рекомендовал ехать в стационар. Назгуль начала снова акцентировать внимание на том, что такой случай нельзя оставлять без внимания, и что виноватые должны быть наказаны. Но снова получила отказ – клиентке казалось, что все не столь серьезно и не стоит сгущать краски.

В больнице Амину сначала принял травматолог, но не нашел ничего по своему профилю и перенаправил к гинекологу. Осмотр и УЗИ в женском отделении дал неутешительный вердикт – срочная операция по причине кровоизлияния в матку. После нее ситуация изменилась – девушка согласилась написать заявление, но при этом звонила обидчикам, в надежде, что они ответят и помогут. Но безрезультатно. 

Платим, и дело закрыто

Согласно закону, врач-гинеколог, который принимал Амину, сигнализировал правоохранительным органам, что поступила пациентка с таким серьезным диагнозом, но они не спешили реагировать. В тот же день, Назгуль также обратилась в районное отделение внутренних органов, но запрос остался без ответа. Лишь на следующие сутки приехала милиция и приняла заявление от пострадавшей. Но на тот момент, насильники вышли на связь с Аминой. Узнав, что девушка обратилась за помощью к властям, они предложили ей оплатить затраты на операцию, если та напишет встречное заявление и дело будет закрыто. Начали давить на то, что знакомы, что работает в такой сфере… У девушки закрались сомнения – правильно ли она поступает? В результате, Амина поддалась на их уговоры, приняла деньги (сумма в 20 тысяч сом, что аналогична 200 долларам) и вопрос был закрыт.

А все могло быть иначе

Очевидно, что, без вмешательства параюристов, дело вообще не дошло бы до правоохранительных органов. Однако, ситуация могла пойти и по-другому, более значимому «сценарию». Согласно Стамбульского протокола в Кыргызстане было разработано и внедрено ‘’Практическое Руководство по документированию всех видов насилия», применительно которому, при обращении в медицинское учреждение любой вид насилия должен быть зафиксирован врачом в специальном бланке. И если бы представители милиции сразу отреагировали на звонок из больницы и обращение защитницы, сняли показания жертвы – для нарушителей это была бы уже совсем другая статья. Плюс вред, нанесенный здоровью клиентки, так до конца и не был определен. Однако увы, момент упущен.

Ситуацию комментирует Айсулуу Шаршеева, ментор проекта «Уличные юристы»: «Рассматривая эту и другие подобные ситуации, где происходит насилие секс-работниц, мы не должны упускать крайне важный момент – самостигму клиенток. Из-за нее они готовы терпеть боль, лишь бы не идти к врачу, простить агрессию и унижения, ведь «такая категория, к нам можно так относится». То есть, вместо отстаивания прав – по сути, зависеть от нарушителей. Девушки действительно крайне уязвимы, но не стоит опускать руки. Эта категория должна твердо менять свой подход, бороться за свои права, иначе об их существовании все забудут. СР стоит понять и помнить, несмотря на жестокое и бесчеловечное отношение, права у всех одинаковые и должны быть реализованы».

Для справки:

РЕАкт в Кыргызстане внедряется в партнерстве между Ассоциацией «Партнерская сеть» и Фондом «Сорос-Кыргызстан». Документированием кейсов занимаются 15 НПО, которые участвуют в проекте «Уличные юристы» и расположены в разных городах и регионах страны. 

Инициатива «Уличные юристы» появилась в 2016 году в ответ на актуальные проблемы уязвимых групп. Уличные юристы – это обученные сотрудники неправительственных организаций Кыргызстана, представляющие и защищающие интересы уязвимых групп, ключевых в контексте сдерживания эпидемии ВИЧ. В дальнейшем уличные юристы были переименованы в «общественных защитников».

Этот проект помогает людям, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации. Сложности с получением документов, проблемы с доступом к медицинским услугам, превышение полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов – это основные из многочисленных барьеров, с которыми сталкиваются представители ключевых групп. Успешный кейс – это когда человек понимает, что его нарушенные права восстановлены. Он чувствует себя полноценным гражданином. Решить проблему путем переговоров и добиться для клиента восстановления его прав. Основная задача уличных юристов – это медиация. Общественные защитники выполняют роль проводника между клиентом и госструктурами.


Читать также:

Непрофессиональное отношение медицинского персонала, приводящее к нарушению прав

Нет нетерпимости! Первый судебный процесс по делу о дискриминации по признаку сексуальной ориентации в Боснии и Герцеговине