Рубрики
Истории реагирования

Рука помощи уличных юристов Кыргызстана для женщин, живущих с ВИЧ

С момента регистрации первого случая ВИЧ в Кыргызстане прошло более 25 лет. По состоянию на 1 августа 2021 года, в стране 10 807 людей, живущих с ВИЧ. И хоть наличие вируса давно уже не приговор, за все время лишь единицы раскрыли свой статус. Причина лежит на поверхности — большее число ЛЖВ не спешит открыто говорить о себе, так как боятся дискриминации, унижений и оскорблений в свою сторону. Только за 2020-2022 годы работы системы РЕАкт в Кыргызстане, зарегистрировано более 2000 заявлений о нарушениях прав представителей уязвимых групп. Из них свыше 20% (483 кейса) где пострадавшим является человек, живущий с ВИЧ. РЕАкт совместно с Ассоциацией «Партнерская сеть» и Фондом «Сорос-Кыргызстан» работает над документированием кейсов и предоставлением реальной помощи представителям ключевых групп, с целью защиты и отстаивания их прав. 15 НПО, которые участвуют в проекте «Уличные юристы» и расположены в разных городах и регионах страны, ведут постоянный мониторинг ситуации и поиски путей их успешного решения.

Ты у меня живешь, а значит, обязана!

Осенью этого года, к одному из уличных юристов обратилась Сафия (имя изменено). Девушка живет с ВИЧ, работала помощницей повара в кафе, но про свой статус никому на работе не рассказала. В связи с тем, что собственного жилья не было, в какой-то момент переехала к молодому человеку, с которым находилась в гражданском браке последние несколько лет. 

Однажды вечером к ней на работу пришел нетрезвый муж, вызвал ее из кухни и потребовал, чтобы Сафия «организовала» ему столик с шашлыком и спиртными напитками. Клиентка сказала, что не станет этого делать, потому что это дорогое заведение и она не хочет отрабатывать потом эту сумму. Мужчина стал кричать, что она живет у него, а значит, обязана. На это отреагировал сотрудник охраны заведения и попросил его покинуть заведение и не привлекать внимание к себе. Однако мужчина удалиться отказался, заказал 200 грамм коньяка и сел за барной стойкой. Сафия вернулась на кухню и продолжила работу. Через два часа, мужчина, изрядно напившись, устроил скандал в заведении, начал кричать, что в заведении работают ВИЧ-позитивные люди, наркоманы и проститутки. Сотрудник охраны, подумав, что девушка сможет убедить своего сожителя покинуть заведение, обратился к ней. Клиентка вышла в зал, попыталась поговорить с мужчиной. В ответ он стал избивать Сафию, и публично разглашать ее ВИЧ-статус. На крики прибежала охрана. Девушку спрятали в кухне, вызвали милицию и когда она приехала на место, охранник рассказал обо всем, что происходило. 

Вместо того, чтобы все зафиксировать и снять показания, сотрудник правоохранительных органов отказался принять заявление от девушки, мотивируя это тем, что на утро мужчина проснется трезвым, хорошим и девушка прибежит забирать заявление. Еще и сотрудников милиции обвинит в ненадлежащем отношении к ее мужу. Поэтому предложил администратору заведения написать заявление на мужчину и ему инкриминируют лишь статью «хулиганство». На факт, что он публично избил девушку и раскрыл ее ВИЧ статус, никто даже не стал брать во внимание! Администратор заведения отказалась писать заявление, сказала, что не желает разбирательств. Утром следующего дня Сафию уволили с работы, а мужчина выгнал ее из дома.

Реальная помощь рядом

Уличный юрист предоставил девушке консультации на темы: «Знай свои права», «Искоренение стигмы и дискриминации», «Уголовная ответственность за публичное раскрытие ВИЧ статуса». После чего, договорился о ее временном проживании в шелтере, который принимает женщин, пострадавших от насилия. На собственном автомобиле юрист проехал с клиенткой в дом, где она жила, чтобы Сафия забрала личные вещи. Позже передал ей продуктовый пакет и отвез в шелтер, где девушке предоставили бесплатное проживание и консультации профессионального психолога. Сейчас клиентка на добровольной основе привлечена в качестве волонтера организации и в качестве оплачиваемой занятости ей предложено заниматься уборкой офисов нескольких дружественных организаций, благодаря чему может зарабатывать около 7.000 сом в месяц. Увы, она отказалась писать заявление, так как не верит, что законы работают, что это может дать результат и ее бывшего сожителя накажут. Хотя случай Сафии является нарушением прав человека в части невыполнения сотрудниками милиции своих обязанностей по задержанию виновника за хулиганство. Ситуация может быть изменена, когда у людей, живущих с ВИЧ, появится уверенность, что их права – аналогичны другим, а стигма и дискриминация в обществе предотвращены, путем повышения информированности населения, принятия законов, защищающих права человека, а также, развитию бесплатных юридических услуг и доступ к ним представителей сообщества.

Для справки:

Инициатива «Уличные юристы» появилась в 2016 году в ответ на актуальные проблемы уязвимых групп. Уличные юристы – это обученные сотрудники неправительственных организаций Кыргызстана, представляющие и защищающие интересы уязвимых групп, ключевых в контексте сдерживания эпидемии ВИЧ. В дальнейшем уличные юристы были переименованы в «общественных защитников».

Этот проект помогает людям, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации. Сложности с получением документов, проблемы с доступом к медицинским услугам, превышение полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов – это основные из многочисленных барьеров, с которыми сталкиваются представители ключевых групп. Успешный кейс – это когда человек понимает, что его нарушенные права восстановлены. Он чувствует себя полноценным гражданином. Решить проблему путем переговоров и добиться для клиента восстановления его прав. Основная задача уличных юристов – это медиация. Общественные защитники выполняют роль проводника между клиентом и госструктурами.


Читать также:

Хорошо, что жива или почему самостигма – столь великая плата за насилие над секс-работницами

Нет нетерпимости! Первый судебный процесс по делу о дискриминации по признаку сексуальной ориентации в Боснии и Герцеговине