Рубрики
Истории реагирования

Прогресс Грузии в борьбе с насилием в отношении женщин и существующие механизмы защиты жертв на практике

В последние годы Грузия добилась значительного прогресса в борьбе с насилием в отношении женщинам и домашнего насилия, особенно в части уголовного преследования таких преступлений, а также усовершенствования механизмов защиты и помощи жертвам. В 2017 году Грузия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашнего насилия (Стамбульская конвенция) и приняла меры по приведению законодательства Грузии в соответствие с Конвенцией. В настоящее время оно определяет различные формы насилия в отношении женщин и предусматривает важные механизмы реагирования.

Несмотря на положительные изменения, женщины, принадлежащие к уязвимым группам, сталкиваются с особыми препятствиями в доступе к правосудию за сексуальное насилие. Барьеры во многих случаях вызваны неадекватным или дискриминационным правовым регулированием, стигматизацией уязвимых женщин, недостаточной подготовкой судебных органов в уголовном преследовании и специфике уязвимых групп. Поскольку женщины, представляющие указанные группы, сталкиваются с особыми барьерами в плане использования правовых инструментов, а практика по этим вопросам крайне редка, невозможно получить важную информацию об их конкретных проблемах. REAct является единственной возможностью в плане выявления таковых и их потребностей. Несмотря на существующие проблемы, в большинстве случаев полиция адекватно реагирует на насилие в отношении секс-работников и секс-работниц, о чем свидетельствуют случаи, зарегистрированные в системе REAct.

Тамта (имя изменено), секс-работница, 33 года

Бенефициаром является 33-летняя секс-работница, которая вышла замуж и развелась из-за жестокого обращения. Она систематически подвергалась психологическому и физическому насилию со стороны своего мужа, в основном из-за ревности и предполагаемой связи с секс-бизнесом. После одного из инцидентов она обратилась в полицейский патруль за помощью с детьми. Им присвоили статус пострадавших и поселили в приюте.

Лика (имя изменено), секс-работница, 31 год

Секс-работница оказывала клиентке услугу, но по приезду та потребовала неприемлемые для девушки действия, после чего начала оскорблять, а затем перешла к физическому насилию. С помощью знакомого, Дане удалось обратиться в полицию, и преступницу задержали.

Согласно текущей ситуации в Грузии, полиция незамедлительно и жестко реагирует на насилие в отношении женщин, основываясь на действующем законодательстве, в том числе на нарушения прав секс-работниц.

Каха Квашилава, национальный координатор REAct: «В нашей практике не было такого, что полиция отказывается начать расследование или не реагирует, потому что потерпевший/потерпевшая является секс-работником/работницей. Отношение к насилию в стране максимально строгое, поэтому и отношение полиции к пострадавшему из этой ключевой группы такое же, как и в любом другом случае: адекватное и в рамках предоставленных законом полномочий.  Вот почему пострадавшие секс-работники в последнее время все чаще обращаются в полицию, их доверие в определенной степени возросло. Этому способствует и то, что в целях борьбы с насилием в отношении женщин созданы национальные механизмы и институты, которые положительно развиваются, совершенствуются правовые нормы, повышается информированность населения, активно работает офис народного защитника. Государственный механизм против насилия существует на высоком уровне иерархии – правительственном. И для выявления и предотвращения насилия в отношении женщин и/или домашнего насилия используются уголовные, гражданские и административно-правовые механизмы.    

Поэтому в случае необходимости, жертве достаточно позвонить по номеру 112 и сообщить о происшествии, на что последует незамедлительная реакция правоохранительных органов.»

Команда REAct надеется, что нынешняя ситуация улучшится еще больше и что нарушения прав других уязвимых групп будут решаться справедливо и незамедлительно.


Читать также:

Против дискриминации и стереотипов общества: как РЕАкторы отстаивают права секс-работников и секс-работниц в Таджикистане

Нет нетерпимости! Первый судебный процесс по делу о дискриминации по признаку сексуальной ориентации в Боснии и Герцеговине