Рубрики
Истории реагирования

Не сказала — значит подвергла опасности

«Криминализация» подразумевает применение уголовного права с целью уголовного преследования за передачу ВИЧ другому лицу или подвергание его риску приобретения ВИЧ. Подобные законы сейчас достаточно широко применяются в большей части мира, и количество стран, в которых передача и подвергание других лиц риску приобретения ВИЧ преследуется в рамках уголовного законодательства, постепенно увеличивается.

В некоторых странах законодательно делается различие между умышленной передачей ВИЧ, передачей «по неосторожности» или даже небрежности. Законы, область действия которых касается вопросов подвергания риску приобретения ВИЧ, в первую очередь, касаются аспектов добровольности согласия, тогда как законы, направленные на преследование передачи ВИЧ, касаются и вопросов добровольности согласия, и подтверждения факта передачи.

Некоторые люди считают, что криминализация способна улучшить общественное здоровье и укрепить усилия по профилактике ВИЧ. На самом же деле, криминализация может негативно сказываться на доступности добровольного консультирования и тестирования (ДКТ), являться результатом снижения интереса к выяснению своего ВИЧ-статуса и препятствовать людям в поиске соответствующей поддержки и помощи.

До сих пор существует исключительно мало доказательств того, что применение уголовного законодательства является эффективным способом противодействия ВИЧ. Криминализация передачи или подвергание риску приобретения ВИЧ является негибким инструментом профилактики новых случаев распространения ВИЧ, сводящим на нет достижения более общих и эффективных мер по противодействию ВИЧ.


Не сказала — значит подвергла опасности

Сексуальное здоровье должно быть ответственностью каждого человека и обоих партнеров, если они находятся в сексуальных отношениях. Криминализация передачи или подвергание риску приобретения ВИЧ подрывает этот принцип и вынуждает людей, живущих с ВИЧ, нести на себе большую ответственность за сохранение сексуального здоровья их партнеров.

Чтобы профилактика работала, каждый должен быть в состоянии контролировать свое собственное здоровье и иметь доступ к услугам по профилактике, лечению, тестированию, уходу и поддержке. Именно из-за криминализации ЛЖВ чаще всего просто молчат, и не раскрывают свой статус, что для общества еще опаснее.

Именно так поступила Наргис (имя изменено) – она просто не говорила о своем статусе, имея при этом половые отношения.

Ее партнеры узнали о статусе Наргис со слов сотрудников милиции только после того, как в ее отношение начали следственные действия, и они были вызваны для дачи показаний.

Делом занимался ОВД города ***, который в рамках следствия направил запрос за подписью начальника, полковника милиции от **.**.2021 года в Центр СПИД для выяснения статуса Наргис, указывая на служебную необходимость.

В тот же день Центр по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД дал ответ, в котором говорилось, что Наргис состоит на учете и принимает ретровирусную терапию. На момент прохождения последней проверки вирусная нагрузка составляла 5480 копий/1мкл.  

По итогам следствия ОВД возбудил уголовное дело ст. 125 част.1 УК РТ на основе якобы заявлений потерпевших от **.**. 2021 года и полученных из Центра СПИД данных. В обвинительной записке к уголовному делу отмечалось, что Наргис обвиняется в том, что, будучи ВИЧ-инфицированной, имела несколько половых связей, при этом не поставила своих партнеров в известность и подвергла их опасности заражения ВИЧ.

Все потерпевшие также были протестированы, и у них не был выявлен ВИЧ.

**.**. 2021 года приговором суда города *** Наргис была признана виновной по части 1 ст.125 УК РТ и ей было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Под стражу ее взяли прямо в зале суда.


Страх быть отвергнутым и осужденным

Сильная стигматизация ВИЧ-инфицированных людей идет, как на эмоциональном уровне, так и на рациональном. В глазах социального окружения и в обществе ВИЧ-инфицированный воспринимается как обладающий существенным дефектом, как своего рода неполноценный член общества. Выражается это в восприятии их как людей распущенных, источника смертельной опасности для окружающих, носителей отвратительных черт.

Все это является основой для произвольной дискриминации. На сегодня еще высока доля людей, считающих, что нужно ограничивать ЛЖВ во всех социальных сферах, или они должны быть исключены из общества. Если прибавить к этому криминализацию, то можно понять молчание ЛЖВ о своем статусе.

Читайте также:

Позитивный брак: в Таджикистане наличие ВИЧ у человека является преградой для оформления брака

Осуждена на 1 год и 4 месяца при неопределяемой вирусной нагрузке