Рубрики
Истории реагирования

Молдавская глубинка. И опять ВИЧ статус стал поводом для увольнения.

«Бенефициар обратилась с тем, что в селе узнали о ее ВИЧ статусе. Семейный врач со слов бенефициара очень грубо с ней разговаривал при открытых дверях в кабинете, где сидели люди. Так же выяснилось, что на работе потребовали справку о ВИЧ статусе, которая, якобы, должна входить в ежегодный медосмотр (клиент — учитель в школе). После того, как выяснилось, что клиент ВИЧ позитивный ее уволили»

28.07.2022, Женщина, 32 года

Наталья Железогло, социальный работник отдела по работе с людьми, живущими с ВИЧ, а также реактор и параюрист зафиксировала случай дискриминации и разглашение конфиденциальных данных, который произошёл в одном из районов РМ.

Со слов бенефициара, на работе попросили уволиться, так как узнали о ВИЧ статусе.

Как узнали?

Запросили принести медицинское обследование, включая тест на ВИЧ. Данное решение мотивировали тем, что в школьном учреждении находятся дети и руководство не может подвергать детей риску. На лицо нарушение прав(дискриминация), поговорив с бенефициарием была выбрана стратегия дальнейших действий: первый шаг — данный случай был зарегистрирован в React (электронная система регистрации случаев по нарушению прав человека). Далее было принято решение организовать встречу со всеми участниками данного процесса в районе, где проживает женщина. Список оказался не маленьким: 

1. Представители мэрии, включая Примара (прим. В Молдавии примар — представительная власть населения административно-территориальной единицы и исполнительная власть местного совета)

2. Работник школьного учреждения

3. Работник районной поликлиники

4. Семейный врач

5. Юрист

6. Социальный ассистент

7. Два представителя Позитивной Инициативы, оба являются РЕАкторами и параюристами

Встреча проходила довольно длительное время, около 3 часов.  Было много дискуссий, споров. Представители района были в недоумении, когда Наталья предоставила закон о правах и обязанностях пациента и что ВИЧ положительный человек имеет права, что увольнение с работы из-за ВИЧ положительного статуса это прямая дискриминация.

Представители района в своё оправдание аргументировали, что женщина когда-то до трудоустройства вела не совсем «правильный» образ жизни, выпивала, не следила за детьми, но это было в прошлом, в последнее время она старается, работает, никаких нарушений не было замечено, единственный момент, который их заставил ее уволить наличие ВИЧ статуса. Так как они считали, что это опасно для окружающих, тем более образовательное учреждение, дети.  После всех аргументов в защиту бенефициара, включая информацию о путях передачи ВИЧ, участники встречи по обоюдному согласию пришли к общему мнению, что, однозначно, человек продолжит дальше работать, что нет причин для увольнения.  клиент написал заявление для смены семейного врача, для своего комфорта, так как после произошедшего не хотела лечиться у данного специалиста.

На данный момент женщина работает на прежнем месте, все хорошо.

Для себя я в очередной раз понимаю проблему, особенно сельской местности, где свои «законы» и свои «правила». Жалобы поступают на дискриминационное отношение особенно со стороны медицинского персонала (это касается, конечно, не всех). Первое, что я делаю — консультирую человека о его правах, очень помогает в работе с людьми, живущими с ВИЧ деятельность параюриста и, конечно, моя настойчивость. Ведь люди, столкнувшись с проблемой дискриминации испытывают непередаваемое чувство безысходности, страха и желания просто исчезнуть, так как не выдерживают психологического прессинга. Конечно есть случаи, когда человек не готов идти до конца в решении случая нарушения его прав, так как не хочет огласки в районе, судебных разбирательств и т.д. Но даже при отказе в сопровождении его случая, я консультирую человека и четко даю ему инструкцию как реагировать, что делать, в подобных ситуациях. Думаю, что только, так мы сможем побороть стигму и дискриминацию.

Наталья, реактор

Напомним:

Статистика нарушений прав человека за 2021 год доступна здесь.


Читайте также:

Каково оно жить с ВИЧ в молдавской провинции?

Дискриминация беременных женщин, живущих с ВИЧ в роддоме