В Таджикистане в течение 2020-2022 годов было зарегистрировано более 1000 случаев нарушения прав человека в отношении людей, живущих с ВИЧ, и представителей уязвимых групп. Почти 60% таких обращений сообщают о нарушениях со стороны отдельных лиц в виде домашнего насилия, выселения, стигмы и дискриминации на бытовом уровне. Подробную статистику читайте здесь.
Стигма и дискриминация в таджикском обществе поощряются и укореняются репрессивными криминализирующими законами страны в отношении людей, живущих с ВИЧ. Невежество и недостаток информации о ВИЧ и СПИДе провоцируют страх и ненависть к ВИЧ-положительным членам семьи.
Фатима*, 30 лет, живет с ВИЧ.
Фатима встретила мужчину и вышла за него замуж. Он также ВИЧ-положительный. Они живут вместе в доме его матери. Свекровь клиентки знает о статусе клиентки и ее мужа. Она постоянно оскорбляет, не разрешает клиентке ходить на кухню или брать еду из холодильника. Она говорит: «Тебе нельзя заходить на кухню! Я буду готовить еду для семьи, а вы — должны все убирать. Я не хочу заразиться от тебя СПИДом». В то время, когда клиентка хочет зайти в ванную комнату свекрови, она не пускает или полностью убирает все из ванной. И если клиентка заходит в ванную, то после того, как она вымоет всю ванную с отбеливателем и химикатами. Клиентка говорит, что не может ни с кем поделиться своими переживаниями. Попросила помочь поговорить со свекровью клиентки. Муж клиентки согласился, чтобы REActor пошел и поговорил с его матерью.* имя изменено
«В начале моей работы в качестве REAктора я слышала от клиентов много историй о домашнем насилии и ненависти из-за ВИЧ-статуса. Родственники клиентки так боялись ВИЧ, что не разрешали пользоваться общей кухней и ванной! Я поняла, что эти нарушения происходят потому, что люди не знают, как ВИЧ может передаваться, а как — нет. Все это происходило из-за недостатка информации. В тот момент я поняла, что если мы предоставим этим людям достоверную информацию о передаче и профилактике ВИЧ, возможно — они перестанут дискриминировать своих ВИЧ-положительных близких». — рассказывает один из REAкторов.
Поэтому в качестве ответа на подобные случаи, зарегистрированные в REAct, была выбрана стратегия «пойти и поговорить с обидчиком«. REAкторам были предоставлены информационные брошюры о профилактике и лечении ВИЧ. После обращения клиента REActor приходил к семье клиента и объяснял, что дискриминационное отношение к ВИЧ-положительным членам семьи не поможет победить вирус, в противном случае — такое отношение просто отдалит человека от лечения.
Возвращаясь к случаю Фатимы, давайте проанализируем, как сработал этот подход.
Была оказана психоэмоциональная поддержка, предоставлена информация о правах ЛЖВ, ее пригласили в организацию, социальный работник проконсультировал. На следующий день было организовано посещение дома Фатимы для беседы со свекровью. На доступном языке была дана полная достоверная информация о ВИЧ, ВЛ, АРВ-терапии и приверженности, о правах ЛЖВ, о законодательстве Республики Таджикистан. Мать мужа клиентки была ошеломлена и потеряла дар речи. Она не верила, что если принимать во время таблетки (АРТ), то не будет риска заражения от ВИЧ-положительного человека. «Поверив вам, я больше не буду ущемлять права своей невестки и сына. Посмотрим, что будет завтра и в будущем». — сказала свекровь. Клиентка и ее муж были очень довольны. Через два месяца мы снова связались с ними, чтобы узнать о ситуации в их доме. Фатима заверила нас, что свекровь изменила свое отношение к ней и что в их семье все хорошо.
Читайте также: