Рубрики
Истории реагирования Новости

«Живые истории зависимости — разговоры с женщинами, употребляющими наркотики

Живые истории зависимости — разговоры с женщинами, пострадавшими от наркотической стигмы и дискриминации, уход от семьи, криминализация, проблемы с трудоустройством, многочисленные преграды в доступе к услугам — женщины, пострадавшие от наркотиков в Грузии, составляют одну из самых маргинализированных и уязвимых групп.

«Не скажу всего, потому что знаю, будут последствия. Вы не уйдете… это наркомания, они понимают, они воспитывают», — говорит женщина, пострадавшая от наркотиков, в интервью.

В нашем разговоре они раскрывают дискриминацию, с которой сталкиваются от членов общества:

«Владелец салона на улице Сабуртало попросил меня больше не возвращаться в салон, несмотря на мое положительное отношение и любовь. Ее подруга, клиент моей программы, раньше приходила ко мне, и она рассказала всем, что эта девушка с нами. Все протестовали, мы больше не ходили. Я поняла отношение владельца, салон был финансирован за счет кредита», — говорит Нино (имя изменено).»

«Шесть или семь месяцев назад, когда я приходила в себя, она меня выгнала. Я начала работать в закусочной. Как только я ушла из фаст-фуда, через 3-4 дня я попала в реабилитацию. Я думала, что я хозяйка. Позже пришла беременная женщина, наверное, чтобы показать, что я не хозяйка, и они выгнали меня», — говорит Нана (имя изменено).

В обществе те, кто испытал негативные последствия из-за наркомании, также сталкиваются со стигмой, и эта стигма распространяется на семьи женщин, пострадавших от наркотиков. Это значительный фактор, способствующий тому, что женщины скрывают и отрицают свои проблемы, так как они боятся осуждения и отторжения, когда ищут поддержку.

«Даже если есть проблема с ребенком, будь то связанная с супругом или запрос на помощь, возникает проблема, потому что ее считают наркоманкой. Отец девушки запретил любое общение с моим сыном, вероятно, потому что он спросил про мою историю», — говорит Нино.

Нино также обсуждает проблемы, связанные с программой, личные переживания дискриминации и трудности, с которыми они сталкиваются, включая создание агрессивных служб, способствующих стигматизации.

«Я в программе уже 12 лет, начался 13-й год. Моя проблема в том, что все приходят очень рано, и я тоже стараюсь приходить рано, но к тому времени, как я прихожу, образуется очередь. Почти каждый раз я вижу мужчину из семьи моего отца, который пытается встать передо мной. Они впереди здесь тоже… Сами сотрудники очень агрессивны и стараются игнорировать с самого начала», — говорит Нино.

Они также сталкиваются с проблемами, связанными с трудоустройством. Стигматизация и дискриминация затрагивают все аспекты, что делает для них сложным поиск и поддержание достойного дохода. Проблема безработицы не позволяет им выйти из цикла зависимости.

«Даже если вы квалифицированный специалист, вас никто не принимает на работу. Когда они видят вас перед компьютером, они думают, что вы наркоман, и вы не можете их убедить в обратном», — говорит Нана.

Для них проблема также связана с трудоустройством. Стигматизация и дискриминация затрудняют доступ к услугам и заработок достойного дохода. Проблема занятости не позволяет им преодолеть стигму и избавиться от ярлыка «зависимого класса».

«Если вы наркоман, вас никто не примет на работу. Чтобы попасть в компьютер, видеть все, если вы наркоман, вас не возьмут на какую-либо работу. Моего сына почти каждый раз избивают люди отца, и мне это не нравится. Даже здесь они очень агрессивны внутренне и отводят глаза от пятого этажа здания», — говорит Нино.

По её словам, проблема безработицы также связана с наркозависимостью. Среди них был случай инъекции наркотиков на улице.

«Из Абхазии я пришла сюда под стрессом, среди людей, которые что-то делали, и я тоже добилась успеха. После этого я работала 23 года. Теперь я снова в программе. Я была в Тбилиси три раза. Потом уходила и снова возвращалась… У меня сейчас нет дома, я бездомная, вот почему.
… Потому что у меня нет квартиры, денег и необходимых средств для существования, я все еще брожу по улицам Тбилиси. Чтобы выжить в этой среде снова… В идеале власти должны помогать бездомным, не давать им бродить по улицам. Они должны оказывать помощь и не позволять бездомным возвращаться на улицы… Я не могу начать работать снова; я уже измотана. Или ты наркоман, или бездомная. Они сами понимают, что либо я умру, либо начну воровать, либо возьмусь за наркотики», — говорит Нана.


Что раскрывают интервью?

«Комитет по ликвидации дискриминации против женщин при Министерстве внутренне перемещенных лиц, рабочих, здравоохранения и социальных вопросов Грузии сообщил в 2014 году, что 10% проблемных потребителей наркотиков в Грузии — женщины, что составляет 40 000 [обновленные данные — 51 000] из 400 000 наркопотребителей в стране.
Исследование, проведенное в 2018 году «Информационным медико-психологическим центром» и исследовательским центром «Альтернативная Грузия», выделило различные аспекты проблем, с которыми сталкиваются женщины-наркопотребители в Грузии:

  • Стереотипы, стигматизация и формы дискриминации в отношении женщин, употребляющих наркотики, часто приводящие к дискриминации и насилию. Кроме того, влияние политики по наркотикам, часто приводящее к домогательству и злоупотреблению со стороны полиции.
  • Гендерная дискриминация и насилие, не предоставляющие женщинам-наркопотребителям доступа к необходимым услугам.
  • Бесполезные услуги для женщин-наркопотребителей в Грузии, с некоторыми случаями недостатка информированности, недоступности и недостатка конфиденциальности.
  • Проблемы конфиденциальности при доступе к медицинским услугам, таким как аборты, лечение туберкулеза или инфекции ВИЧ.
  • Ограниченный доступ к медицинским услугам и финансовые барьеры для женщин, работающих на рынке наркотиков, которым трудно оплачивать ежедневные поездки в центры по приему метадона.
  • Недостаток информированности среди женщин-наркопотребителей относительно их прав и механизмов защиты.
  • Психологическое давление со стороны партнеров на женщин, особенно когда они выражают несогласие продолжать употребление наркотиков, что приводит к сложным ситуациям.
    Авторы подчеркивают, что проблемы, с которыми сталкиваются женщины-наркопотребители в Грузии, многообразны и происходят от стереотипов, стигматизации и нетерпимых отношений в обществе. Они призывают к комплексным мерам по борьбе с гендерной дискриминацией и насилием, обеспечению доступа к необходимым услугам для женщин, употребляющих наркотики.»
    «Респонденты не приветствуют участие представителей гражданского общества в процессах употребления наркотиков, так как считают, что они не осведомлены о специфических потребностях женщин, связанных с употреблением наркотиков или различными инфекциями, а также из-за стигмы, связанной с наркоманией.
    Для многих из них существуют аналогичные проблемы с правильной идентификацией и решением, поскольку они прошли этот путь и могут понять борьбу и оказать помощь.
    С 2016 года «Accos» активно участвует в защите законных прав женщин-наркопотребителей в Грузии, будучи первой организацией в стране для наркопотребителей, как мужчин, так и женщин, для самоорганизации. В опросе приняли участие 46 женщин-респондентов в возрасте от 27 до 54 лет, большинство из которых участвовали в различных программах замещения, программе снижения вреда и юридической помощи по вопросам, связанным с наркотиками.
    Авторы опроса подчеркивают, что конкуренция для респондентов — это не только физическое и вербальное насилие, но и общий контроль/подчинение и запугивание, с которыми сталкиваются практически все респонденты, будь то форма домашнего насилия или конфликты внутри семьи. Более того, конкуренция внутри семей часто происходит более интенсивно и труднодоступ

но для разрешения, чем для женщин-наркопотребителей, ищущих помощь, так как они часто сталкиваются с «нетрадиционным» и «неприемлемым» поведением в своих семьях.
В этой группе цикл конкуренции более выражен и становится еще сложнее избавиться от него. Борьба идет не только за физические и вербальные издевательства, но и за полный контроль/подчинение и запугивание, которые испытывают большинство респондентов, будь то со стороны партнера или члена семьи. Особенно трудно в том, что конкуренцию внутри семьи они часто воспринимают как «нетрадиционное» и «неприемлемое» поведение, что затрудняет для них поиск реальной поддержки со стороны кого-либо.
Женщины-наркопотребительницы чаще сталкиваются с трудностями в получении медицинской помощи и решении проблем, связанных с поставщиками услуг, так как им может быть трудно получить конфиденциальную информацию из-за высокого уровня конфиденциальности, связанного с употреблением наркотиков. Этот факт отталкивает женщин-наркопотребительниц от поиска помощи от поставщиков услуг и заставляет их избегать обсуждения информации об употреблении наркотиков, создавая дополнительное препятствие для предотвращения инфекций и участия в процессах здравоохранения.
«Традиционно восприятие информации о статусе употребления наркотиков включает в себя повышенные риски со стороны семьи, а также подверженность дискриминации, насилию, стигматизации и объективации женщин. Нежелательное вмешательство в предоставление услуг женщинам-наркопотребителям вызвано личными/межличностными, структурными, культурными и политическими факторами, которые делают систему предоставления услуг неэффективной и мешают ее улучшению.
Женщины, употребляющие наркотики, чаще всего сталкиваются с множественными трудностями в области употребления наркотиков, сохранения и других нетрадиционных механизмов справления. Личная тюрьма варьируется от испытательного срока до 15 лет (рецидив, существование репрессивных законов). Негативные последствия тюремного заключения существенно влияют на здоровье и благополучие женщин.
Помимо того, что они сталкиваются с дискриминацией во время реабилитации, изоляции от членов семьи и двойной маргинализацией в отношении детей, юридическое право женщины выбирать, а также ее двойной статус наркопотребителя и пациента отрицательно сказывается на жизненном цикле свободных женщин-наркопотребительниц: реинтеграция в семью, доступ к занятости, осуществление права участвовать в выборах (ограничение от 2 до 5 лет).
Женщины-наркопотребительницы имеют фундаментальное право на жизнь без дискриминации, стигматизации и насилия со стороны соответствующих правительств. Важно, чтобы государство обеспечивало фундаментальные права женщин-наркопотребительниц, особенно когда происходит двойная и тройная маргинализация из-за занятия секс-работой и статуса здоровья и благополучия. Мы считаем, что программы, способствующие толерантности в обществе и укреплению женщин, употребляющих наркотики, являются ключевыми в эффективном ответе на инфекции ВИЧ и гепатита С», — написала организация. Автор: Натия Амиранашвили»